Лучший педагог года

Особенности работы с гиперактивными детьми в начальной школе

Макеева Наталья Викторовна
Особенности работы с гиперактивными детьми в начальной школе

Особенности работы

с гиперактивными детьми в начальной школе

1. Что такое гиперактивность?

Гиперактивность – это избыточная двигательная активность.

Гиперактивность может начать проявляться еще во время беременности. Некоторые матери рассказывают об очень сильной подвижности плода во время беременности.

Публикация «Особенности работы с гиперактивными детьми в начальной школе» размещена в разделах

В грудном возрасте дети обнаруживают повышенную чувствительность к сенсорным раздражителям. Двигательная активность у таких детей бывает повышена даже во сне. Взрывчатая раздражительность по малейшему поводу сочетается с выраженной лабильностью аффекта: быстрым переходом от смеха к слезам.

Для девочек, по сравнению с мальчиками, характерен более низкий уровень гиперактивности, но большая выраженность тревоги, колебаний настроения, нарушений мышления и речи.

От 4% до 18% гиперактивных детей имеют дефицит внимания. У мальчиков в 9 раз чаще, чем у девочек.

Гиперактивность может протекать без нарушения внимания, а может протекать с сильным нарушением внимания, у последних страдает успеваемость, и иногда очень сильно.

2. Критерии данного расстройства:

Нарушение внимания.

1. Неумение слушать, что им говорят, неумение сосредоточиться на чем – то одном.

2. Часто вообще не слушают, что им говорят.

3. Обычно, не могут следовать инструкции по выполнению задания (но не из-за поведения, а из-за особенности работы к. г. м. гиперактивного ребенка).

4. Стараются избегать заданий, требующих длительных умственных усилий.

5. Часто самостоятельно не могут организовать свою работу.

6. Дети не в состоянии выполнять школьное задание или иное задание без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям. (Вместо «+» написал «-», вместо 9 написал 6, забыл скобки и т. д.).

7. Нередко они не в состоянии довести работу или игру до конца.

8. Эти дети на уроке, отработав 15-20 минут, могут выключиться на 3-7 мин. (выключается сознание, затем снова включается в работу, так называемое «мерцающее сознание».

9. Отвлекаемы внешними раздражителями.

10. Часто теряют предметы, важные для выполнения каких-либо заданий (ручки, карандаши, книги, инструменты).

11. Забывчивы в повседневной жизни (оставил линейку, ручку, а то и портфель или сменную обувь) особенно в младшем возрасте.

Гиперактивность.

1. На уроке качаются или вертятся на стульях, размахивают руками или ногами, суетливы, беспокойны.

2. Могут встать с места без разрешения.

3. Бегают вокруг или карабкаются куда-то в неадекватных для этого ситуациях.

4. Многочисленные посторонние движения, которых ребенок не замечает (крутит пуговицу, царапает стол и т. д.).

5. Излишняя двигательная активность, не контролируемая запретами или правилами.

6. Часто шумны в играх или не способны к тихому времяпровождению.

7. Беспокойный сон, короче по времени, чем в норме.

Импульсивность.

1. Часто выскакивают с ответом, не дослушав вопроса.

2. Перебивают других или мешают, вклиниваясь в разговор или в игру.

3. Очень часто бывают излишне многословны, не реагируют на ограничения.

4. Часто действуют не подумав.

5. Выкрикивают на уроке с места.

6. Часто повышают голос, бывают крикливы.

7. Эти дети эмоциональны, лабильны. У них смех и плач рядом.

3. Причины:

1. Генетическая наследственность.

2. Повреждения центральной нервной системы во время беременности.

3. Негативные действия внутрисемейных факторов.

4. Недостаточное и несбалансированное питание у беременных или у детей.

5. Органическое поражение головного мозга.

6. Внутриматочные дефекты.

7. Наркологическое отравление.

8. Недоношенность.

9. Длительное сидение у компьютера.

10. Алкогольное отравление.

11. Курение.

12. Длительная работа с электроприборами.

13. Нарушена ритмическая организация жизни ребенка.

В норме, когда плачущего ребенка берут на руки, он успокаивается. Дети гиперактивные не успокаиваются, отрицают пустышку, у них нарушена схема формирования моторных навыков.

В норме ребенок сел, пополз, пошел. У гиперактивных детей нет правильной стадии ползания. Они ползут то вперед, то вбок, то назад.

Иногда родители очень рано (до 5 лет) занимаются обучением ребенка, перегружая его информацией – это вызывает гиперактивное поведение.

4. Стержневая карта импульсивности - неспособность устанавливать причинно – следственные связи, вследствие чего ребенок не в состоянии предвидеть последствия своих поступков.

Нарушения дисциплины у таких детей являются непреднамеренными, неумышленными. Такие дети лишены нормальной осторожности и безрассудны в опасных ситуациях.

Агрессивность является одним из аспектов проявления импульсивности (у 75 % гиперактивных детей) Агрессивным может выглядеть энергичное исследование новой обстановки, в которую попадает ребенок: сразу начинает карабкаться куда – либо, грубо обращаться с предметами.

Двигательная гиперактивность нормализуется в подростковом возрасте, а импульсивность задерживается дольше, сохраняясь и у взрослых (примерно у из общего числа гиперактивных детей).

Начало улучшения маловероятно до 12 – летнего возраста. У гиперактивных детей с нарушением внимания и в подростковом возрасте наблюдаются трудности в обучении. У таких детей в подростковом периоде ниже уровень социальных навыков и самооценки, чем у сверстников: к сожалению, выше уровень употребления наркотиков, алкоголя, выше уровень конфликтов с законом. Все это, возможно, является осложнением, а не присущими расстройству чертами.

5. Рекомендации

1. Надо помнить о том, что гиперактивность – это заболевание, а не отклонения в поведении.

2. За хорошее поведение и успехи в учебе – не жалеть устной похвалы, т. к. дается это гиперактивному ребенку не просто. Поощрения должны носить моментальный характер.

3. Расписание занятий в классе должно быть постоянным, т. к. дети часто забывают его. Изменение расписания желательно зафиксировать в дневнике. (Устную информацию гиперактивные дети часто забывают).

4. Делить (по возможности) периоды работы на более короткие, но частые.

5. Место для гиперактивного ребенка должно быть напротив доски, перед глазами учителя.

6. Разрешать обращаться к учителю в случаях затруднений.

7. Желательно лишнюю энергию таких детей, напровлять в нужное русло (полезное). Во время урока попросить помыть доску, собрать тетради и т. п.

8. В процессе обучения использовать элементы игры, соревнования. Больше давать творческих заданий.

Рекомендуется частая смена заданий с небольшим количеством вопросов.

9. Если ученику необходимо выполнить большое задание, то предложить ему выполнить по частям, периодически контролируя ход работы, внося необходимые коррективы.

10. Избегать предъявления завышенных или заниженных требований к ученику.

11. Можно занизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

12. Создайте такую ситуацию, в которой ученик имел бы возможность проявлять свои сильные стороны (гимнастика, рисунок, работа с природным материалом, музыкальные способности и т. д.).

Надо научить ученика лучше использовать сильные стороны, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.

13. Использовать легкий массаж (погладить руку, лежащую на столе или просто подержать в своей руке, слегка прижать ребенка к себе, положить свою руку на его плечо и т. д. – это успокаивает и располагает ребенка к вам).

14. Оставайтесь спокойными в любых конфликтных ситуациях.

Нет хладнокровия – нет преимущества.

15. Помните, что в первую половину дня гиперактивные дети лучше работают, более собраны, менее раздражительны.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать»Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе «Все дети любят рисовать» Фотоотчет о проведении учебной и внеклассной работы по ИЗО в начальной школе в мае 2018года. По традиции в мае всегда проходит выставка.

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с гиперактивными детьми в начальной школе
Опубликовано: 22 марта 2020 в 13:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД