Получи документы

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра

Нестеренко Наталья
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра

Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода.

Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов. В развитии и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья родителям помогают различные центры реабилитации.

Публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра» размещена в разделах

В нашей стране функционирует большое количество реабилитационных центров. Их посещает множество детей с различными проблемами здоровья. Группа детей с ОВЗ разнообразна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с нарушениями интеллектуального развития;

- дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;

- дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;

- дети с нарушениями слуха;

- дети с нарушениями зрения;

- дети с тяжелыми нарушениями речи.

У каждого ребенка свои потребности и свои особенности. А так же, индивидуальные возможности развития. Так, детям с нарушениями опорно - двигательного аппарата требуется щадящий режим. Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро устают. У них часто возникают трудности в социальной адаптации. Для них характерна двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания.

Дети с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью) меньше испытывают потребность в познании. Им требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже такие дети начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Нарушения слуха у детей приводит к снижению уровня сенсорного развития. Замедленно происходит развитие предметности восприятия и становление целостного образа предметов. У неслышащих детей преобладает наглядно-действенное мышление. Память таких детей характеризуется кратковременностью, что обусловлено общим недоразвитием речи и скудным словарным запасом. Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения, при которых снижение слуха сочетается с нарушениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.

Детей с нарушением речи отличает неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационными центрами при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей.

Основой целью психологического сопровождения данной категории детей является преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к интеграции в общество.

Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами, по мнению Н. Н. Малофеева, психологу необходимо знать:

1. Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.

2. Особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.

3. Закономерности развития групп и коллективов, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

4. Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых, быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок психологии.

Работа по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ в центрах реабилитации организовывается поэтапно.

1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);

2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы. Диагностика в реабилитационном центре осуществляется в двух формах - групповая, индивидуальная диагностика. Кроме того, беседа проводится и со взрослыми, которые воспитывают данных детей. По результатам диагностического обследования детей, планируется коррекционно-развивающая (индивидуальная) работа с ними.

3 этап. Создание индивидуальных карт на детей с ОВЗ.

4 этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы : построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком. Виды коррекционной работы осуществляются через индивидуальные коррекционные занятия, которые включают:

• Словесные игры;

• Пальчиковые игры;

• Дидактические игры;

• Игровые ситуации;

• Сказкотерапия;

• Игры на развитие психических процессов;

• Упражнения на развитие психосенсорной сферы и эмоционального общения.

5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.

6 этап. Контроль: итоговая диагностика;

Роль психологической реабилитации в условиях центра обусловлена рядом обстоятельств.

• Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии.

• Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, психолого-педагогическая грамотность недостаточной, что провоцирует дисгармонии в психологическом развитии детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений.

• В - третьих, результативность психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования.

В центре проводится работа по консультированию родителей по оказанию помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей. Данная работа определяется множеством тем:

1. «Особенности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»

2. «Адаптация детей к детскому саду, школе»;

3. «Детские страхи»;

4. «Манипуляции и разногласия между родителями»;

5. «Подростковый возраст» и т. д.

Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.

Задачи службы социально-психологической реабилитации не ограничиваются работой с самими детьми - инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья не стоит в стороне от жизненно важных проблем ребенка, а является наиболее важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом связана вся жизнедеятельность инвалида.

В семье проходит формирование самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной мере зависит его судьба. Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию. Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду, приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам - все это факторы, по утверждению Е. Г. Щукиной, позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.

Таким образом, работа специалистов реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями тесно взаимосвязана с семьей ребенка, поддержкой и просвещением родителей. Только совместными усилиями возможно помочь детям-инвалидам развиваться, обучаться и социализироваться в обществе.

Публикации по теме:

Детская площадка для детей нашего реабилитационного центраДетская площадка для детей нашего реабилитационного центра Я предлагаю Вашему вниманию несколько полезных идей как преобразить участок для прогулок детей на воздухе. Всё – сделано из простых и доступных.

Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храмаФотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.

Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»Фотоотчёт «Посещение Никольского храма воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» «Посещение Никольского храма детьми из СРЦН «Солнечный лучик». Есть в предпасхальных традициях такие, что особенно дороги сердцу. И среди.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетнихСценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь»Занятие-развлечение для воспитанников социально-реабилитационного центра «Пусть миром правит лишь любовь» Занятие-развлечение "Пусть миром правит лишь любовь" 14 февраля христиане отмечают праздник День Святого Валентина – день покровителя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра
Опубликовано: 24 августа 2020 в 09:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра» (включая файлы) размещена пользователем Нестеренко Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД