Вера Никитина
Особенности работы с детьми с Алалией в условиях общеобразовательной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье обоснована необходимость расширить и углубить знания в области речевого развития воспитанников и первичной работы с детьми – алаликами, сформировать теоретическую базу для грамотной дифференциации речевых нарушений воспитанников и постановки верных задач в работе с детьми названной категории в условиях общеобразовательной группы.
Ключевые слова: речевое развитие, алалия, общеобразовательная группа.
Публикация «Особенности работы с детьми с Алалией в условиях общеобразовательной группы» размещена в разделах
Речь – сложная и многогранная система. Речь – это средство общения людей друг с другом. Восприятие, внимание, память, мышление, эмоционально – волевая сфера ребенка тесно связана с его речевым развитием. К сожалению, растет число дошкольников с тяжелой патологией речи. Педагог проводит работу над неречевыми отклонениями одновременно с речевыми. В настоящее время находят поддержку инклюзивные тенденции, сама идея совместного образования детей нормы и воспитанников с особыми образовательными потребностями. Ребёнок с серьезным речевым нарушением все чаще оказывается в среде обычных сверстников. При работе с детьми алаликами воспитатель должен учитывать не только речевые отклонения, но и психологические особенности личности ребёнка. Он должен знать его интересы, а, главное, возможности ребёнка.
Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не формируется [4].
Алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи) [4].
Дети – алалики представляют собой разнородную в педагогическом отношении группу и различаются по степени выраженности дефекта и продуктивности коррекционной работы [4].
Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности [4].
Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети – алалики существенно отличаются от олигофренов (умственно отсталых): по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает [4].
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
1. Способствовать формированию психологической базы речи ребенка с алалией;
2. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, восприятия и поведения ребенка;
3. Способствовать развитию речи, а именно:
- Накоплению словарного запаса, усвоению слоговой структуры слова звукопроизношения;
- Развитию слоговой, фразовой, связной речи;
- Развитию общей и артикуляционной моторики;
- Подготовке к обучению грамоте.
Перед воспитателем общеобразовательной группы встает вопрос, как же организовать взаимодействие с ребенком – алаликом? Приходится перестроить работу таким образом, чтобы для «особенного» ребенка были созданы все необходимые для него условия.
В начале своего взаимодействия с ребенком нужно убедиться в том, что малыш понимает слова, инструкции, просьбы воспитателя [1].
На первом этапе работы не нужно требовать от ребёнка произношения, использовать только невербальные способы общения. Далее, на следующем этапе, можно приступить к произношению имен существительных (медленно проговаривая слова) [1].
Для накопления словаря ребенка с нарушением речи можно использовать дидактическую речевую игру «Вопросы и ответы», при широком использовании наглядного материала. Дается простая словесная инструкция: «Найди», «Выбери», «Подай», «Кто это?», «Что это?», «Найди и назови», «Выбери и назови», «Покажи, где машина» и т. д. Предметы и картинки подбирали таким образом, чтобы они содержали только те звуки, которые может произносить ребёнок. Далее с ребенком составляются фразы, состоящие из слов, обозначающие действия. Это создает при общении единство двигательной и словесной реакции [1].
Далее подключаются в работу второстепенные члены имен существительных (несу мишку, сижу на стуле). На этом этапе включаются вопросы о лицах, совершающих действия: «Кто идёт?», «Кто рисует». Нужно стараться вовлекать ребёнка в интересующие его игры [1].
Общение выстраивается таким образом, чтобы ребенок понимал обращенную к нему речь. Говорить медленно простыми предложениями, повторять сказанное при необходимости несколько раз. Главное для ребенка с нарушением речи – это образец речи педагога. Многократное проговаривание слов, использование одних и тех же слов в разных играх (пальчиковых, речевых, сюжетно – ролевых, подвижных) [3].
Ребенку с нарушением речи важно видеть лицо собеседника, ведь артикуляция и мимика легче воспринимаются и считываются. Дети с нарушением речи отличаются от детей нормы тем, что они чаще в общении используют жесты; это облегчает ребёнку жизнь. Они могут показать пальцем, какую игрушку они хотят взять, при желании попить – указывают пальцем на графин с водой. Жесты говорят нам, что дети хотят общаться. При неправильном произношении слов нужно давать детям образец слова, затем просить повторить за педагогом. Совместное проговаривание медленное, неторопливое [3].
Работу с ребёнком – алаликом нужно вести в системе, через все виды детской деятельности. Главной задачей для воспитателя является создание комфортной среды для особенного ребёнка в общеобразовательной группе.
Отличие детей – алаликов от обычных детей в том, что они быстро устают, так как физически ослаблены. Для развития чувства ритма, координации движений, создания положительных эмоций в работе можно использовать подвижные игры. Игра – ведущий вид детской деятельности дошкольника.
Сюжетно – ролевая игра оказывает огромную роль на всестороннее развитие не только детей нормы, но и особенных детей – алаликов. Именно в ней, в ненавязчивой форме, играя вместе, обогащается словарь ребёнка, развивается его связная речь. Игры «Магазин», «Семья» «Шоферы», «Больница» и др. помогали овладению взаимодействия в социально – бытовых ситуациях, развивалось умение коммуникативного общения особенного ребёнка со своими сверстниками. Большое внимание в работе уделяется развитию тактильного, слухового и зрительного восприятия. В ходе игры устраняются невротические наслоения, происходит совершенствование речи дошкольника. Также происходит параллельная работа с детьми всей группы [2].
Огромную роль в речевом развитии детей играет совместное произношение коротких предложений, стихов. Сначала совместное произношение, затем самостоятельное. Чтение стихов с детьми можно проводить под хлопки, постукивание ладонью по столу, по колену. Такая методика интересна и детям с нормой [2].
Список литературы[/b]
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии / Н. Ю. Борякова. – Спб: Астрель, 2008. – 113 с.
2. Кузина В. М. Дошкольное воспитание. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя / В. М. Кузина, 1998. – №11. – с. 45-46.
3. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова. – М: Академия, 2003. – 480 с.
4. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева. – М: Просвещение, 1989. – С. 115