Елена Панова
Особенности работы педагога-психолога в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы педагога-психолога. Личный опыт
Моя основная функция, как психолога в детском саду : сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии, своевременная ранняя помощь детям и родителям, работа с педагогами
Основные направления моей работы :
1. Диагностическая работа : определение путей и форм оказания помощи детям, включающая изучение личностных качеств, уровня сформированности познавательной и эмоциональной сферы детей.
Публикация «Особенности работы педагога-психолога в детском саду» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
2. Консультативная работа : оказание помощи детям, родителям и воспитателям по вопросам развития, воспитания и обучения дошкольников.
3. Коррекционно-развивающая работа : проведение социально- психологических тренингов, игр и бесед, лежащих в основе таких коррекционно-развивающих программ, как:
1) Компьютерная программа и на основе инновационной методики А. Сметанкина «БОС-Здоровье»;
2) Программа интеллектуального развития «Хочу все знать!»;
3) Коррекционно – развивающая программа «Развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста» и другие.
4. Методическая работа : ведение журнала, ведение индивидуальных психолого-педагогических личных карт воспитанников, участие в заседаниях методических объединений на базе МАОУ психологического Центра диагностики и консультирования «Доверие».
5. Просветительская работа : участие в родительских собраниях, педсоветах, методических объединениях и т. д. Работа с детьми
Работа проводится по следующим программам.
1) Компьютерная программа на основе инновационной методики А. Сметанкина «БОС-Здоровье».
Целевое направление: обучение и оздоровление детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
- развитие организационной деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
- развитее внимания и памяти;
- повышение эффективности усвоения детьми учебного материала;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья (снижение заболеваний ОРЗ и гриппом в 3-4 раза).
Форма организации обучающего и оздоровительного процессов: групповая и индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста (4-7 лет).
2) Программа интеллектуального развития «Хочу все знать!».
Целевое направление программы: развитие основных аспектов школьной зрелости (интеллектуальной, эмоциональной, социальной адаптированности детей).
Задачи программы:
- развитие способности к переключению, концентрации, устойчивости внимания;
- развитие воображения и фантазии, творческих способностей, наблюдательности;
- развитие тонкой моторики руки;
- развитие зрительной, слуховой памяти;
- развитие целостности восприятия;
- развитие пространственных представлений;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Форма организации образовательного процесса: групповая (по 6-10 человек, индивидуальная (с детьми, имеющими невысокие диагностические показатели).
3) Коррекционно – развивающая программа «Развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста».
Цель программы: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы детей.
Задачи программы:
- формирование осознанного восприятия эмоций;
- умение адекватно выражать эмоциональное состояние;
- умение понимать эмоциональное состояние других людей;
- развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния;
- развитие произвольной регуляции поведения;
- учить произвольно улавливать основные телесные ощущения;
- снятие тревожности;
- повышение групповой сплоченности.
Форма организации коррекционно-развивающего процесса: работа в малых группах (с детьми, нуждающимися в коррекции эмоционально-волевой сферы) и индивидуальная работа с элементами атр-терапии, музыкотерапии, танцевальной терапии и релаксационным методом.
Работа с воспитателями
Работа проводится по программе «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».
Цель программы: формирование навыка работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми.
Программа тренинга:
Занятие 1. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Занятие 2. Тема: «Взаимодействие с гиперактивными детьми».
Занятие 3. Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми».
Занятие 4. Тема: «Взаимодействие с аутичными детьми».
Форма организации тренинговых занятий: групповая численностью от10 до 20 человек, при оптимальном количестве участников от 12 до 18, в свободном пространстве.
Так же работа с детьми ведется с помощью других методик:
1. Метод А. Остроуховой "адаптация ребенка к условиям ДОУ";
2. Психические процессы и речь: подборка диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий», внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки», восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках», памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы», воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников –авторы С. В. Забрамная, О. В. Боровик.
3. Развитие мелкой моторики: методика М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским, Ф. Кречмера и М. Озьяс по определению ведущего полушария мозга.
4. Рисуночные тесты:
- «Несуществующее животное»;
–«Рисунок семьи»;
–«Дом –дерево –человек».
–тест «Человек под дождем»;
–тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;
– графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3–7 лет;
– методика «Нарисуй себя».
5. «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» — подборка методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка; определение уровня тревожности (автор методики М. Дорки, В. Амен); методика Рене Жиля.
6. Диагностика по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (мотивационная сфера). (Автор Гуткина Н. И. "Сказка" и "внутренняя позиция школьника".)
7. Диагностика — выявление готовности к обучению в школе (Венгер А. Л., Бугрименко С. А.).