Оксана Викторовна Потафеева
Мастер-класс для педагогов-психологов «Сохранение и укрепление психологического здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с работой педагога – психолога в сенсорной комнате; обогащение банка технологий по данному направлению.
Задачи:
1. Раскрыть все положительные стороны посещения детьми, родителями и педагогами сенсорной комнаты.
2. Использование флэштренинга в работе со взрослыми.
3. Повышение уровня квалификации педагогов-психологов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов-психологов „Сохранение и укрепление психологического здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: бумажные цветок и бабочка, зеркальный шар, пузырьковая колонна, фибероптический душ, панно «Водопад», сенсорная тропинка, массажные мячи, сенсорная свеча, мелодия со звуком журчания воды,
видеоролик «Ангел – хранитель».
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. В подобной окружающей среде с помощью варьирования различных составляющих ее элементов создается ощущение комфорта, что помогает установить положительный контакт между психологом и ребенком, ребенком и сверстниками, между взрослыми. Возможности, открываемые сенсорной комнатой, привлекают внимание специалистов, работающих с самыми различными особенностями развития ребёнка.
Работа в сенсорной комнате с детьми.
Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в сочетании с огромным набором благоприятных воздействий на организм человека делают сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний, требующих коррекции в работе не только с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения, но и со взрослыми.
В МБДОУ комбинированного вида № 4 «Ягодка» г. Данкова сенсорная комната функционирует с 2013 года. В ней проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми от трёх до семи (восьми) лет, с родителями и с педагогами. Эти занятия являются частью коррекционно-развивающей работы ДОУ. Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья как детей, так и взрослых. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Использование сенсорной комнаты в работе с педагогами и родителями.
Деятельность педагога, как и практически любого родителя, связана с большими нервно-психическими нагрузками. Речь идёт прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимости быть всё время в форме, отсутствии эмоциональной разрядки, большом количестве контактов в течение рабочего дня. При такой работе день за днём уровень напряжённости может накапливаться. Возможными проявлениями напряжённости являются возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.
Одной из наиболее эффективных форм работы является проведение релаксационных занятий, направленных на развитие эмоциональной устойчивости взрослых в условиях сенсорной комнаты. Встречи с ними можно проводить раз в неделю, раз в месяц или каждый день в течение недели.
Цель – обучение навыкам психологической саморегуляции.
Основные задачи:
1. Снижение негативных переживаний.
2. Ознакомление с навыками самоуправления эмоциональным состоянием с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психического состояния в условиях профессиональной деятельности.
3. Формирование потребности в саморегуляции эмоциональных состояний.
Регулярное выполнение предлагаемых упражнений позволяет взрослым оценить своё психоэмоциональное состояние, скорректировать его, выработать навыки психологического самовоздействия с целью снижения эмоционального и физического напряжения.
Основные методы работы в сенсорной комнате.
• Аутотренинг – один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
• Медитативные техники – являются наиболее эффективными в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основаны на достижении покоя, освобождении от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведёт к расслаблению, «очищению разума» и накоплению энергии. Музыкальное сопровождение усиливает эффект.
• Релаксационные техники – позволяют достичь расслабления и отдыха за короткий промежуток времени, не требуют технического оснащения, длительного обучения, успешно используются индивидуально, особенно когда их выполнение становится привычным.
• Игротерапия, сказкотерапия, свето-, цвето-, звуко- и музыкотерапия.
Задачами занятий педагога-психолога в сенсорной комнате являются:
• профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
• создание положительного эмоционального состояния, формирование восприятий цвета, звука, ритма, согласований движений собственного тела;
• облегчение состояний тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло;
• повышение устойчивости к стрессовым раздражителям;
• формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости, агрессии;
• стимуляция познавательного, эмоционального, речевого, социального развития;
• развитие памяти, речи, фантазии, мышления.
Существуют противопоказания для занятий в сенсорной комнате.
Это острые инфекционные заболевания, эпилепсия и эпилептический синдром, психоневротические заболевания. В данном случае, занятия проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания и используемое оборудование строго ограничивается (не используются ритмичные световые сигналы, мелькающие эффекты, проекторы с мерцающим светом).
На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т. п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы.
Первые занятия направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На этом этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно, предъявляя детям по одному прибору. Сначала они включаются в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают "солнечные зайчики". Затем выключают общее освещение и оставляют включенным только зеркальный шар, который вращается в луче направленного на него света.
Прежде всего, занятия в сенсорной комнате показаны детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощаемым, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития. Наиболее эффективной является, эмоциональна приятная деятельность ребенка. Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке. Проводятся занятия в игровой форме, как самой приемлемой формы обучения детей дошкольного возраста. Поэтому каждое занятие превращается в своеобразную игру: путешествие, поход, экскурсии, сказки.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и по-нятными для них. Полученная таким образом информация лучше запо-минается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе.
Во время занятий дети сидят в кругу — на подушечках или на ковре. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отно-шениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаи-мопонимание и взаимодействие.
Структура занятий
Все занятия в сенсорной комнате ДОУ имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и взрослых. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Занятие строится из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная. Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
1. Сказочный цветок.
Цель: знакомство, сплочение коллектива.
Давайте и мы с вами познакомимся. Вставайте в круг, сейчас мы закроем глаза и произнесем «волшебные» слова: «Раз, два, три, четыре, пять – покружись и на волшебной поляне окажись!». Пока участники произносят слова, в центре круга появляется большой цветок, в руках психолога – бабочка.
- Посмотрите, здесь растут необычные цветы и летают бабочки! Давайте присядем и потрогаем цветок. Какой он? А теперь тот человек, к которому прилетит бабочка, назовет свое имя и скажет, каким цветком он хотел бы быть (бабочка передается по кругу). Приятно было познакомиться.
- А, вы знаете, как называется этот цветок?
-Это волшебный цветок Иланг-иланг. Давайте еще раз понюхаем его и наберемся здоровья и сил перед дальней дорогой.
- И мы продолжаем путь.
Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на профилактику, развитие или частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка или взрослого. В каждом центре участник занимается 2-3 минуты индивидуально и самостоятельно, а педагог-психолог проверяет и помогает. Они переходят из одного центра в другой по звонку колокольчика или любому другому знаку. Основные процедуры: элементы сказкотерапии с импровизацией; элементы психодрамы; игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
2. Поляна полная чудес (зеркальный шар).
Цель: развитие сенсорного восприятия, развитие моторики.
Психолог обращает внимание детей и взрослых на перемещение в волшебный мир, в котором случаются чудеса и волшебные солнечные зайчики бегают по всей полянке. Бабочка предлагает всем поймать солнечного зайчика.
3. «Пузырьковая колонна».
Цель: активизация внимания, повышение эмоционального фона, достижение творческой и познавательной активности, снятие напряжения.
Пока дети ловят солнечных зайчиков, педагог-психолог включает пузырьковую колонну.
- Смотрите, какой необычный фонтан с пузырьками! Назовите, на что он больше всего похож?
-Поймайте взглядом один пузырек и проследите за ним.
-Прикоснитесь к колонне и скажите, что вы чувствуете? (тепло-холод, гладкая - шершавая, вибрация).
- Сколько пузырьков?
Бабочка обращает внимание на то, что в волшебной стране совершаются чудеса, в морских водорослях живут рыбки, которые на разноцветных пузырьках поднимаются вверх и, играючи, вновь всплывают снизу. Дети и взрослые следят за перемещением рыбок в пузырьковой колонне.
- Молодцы!
4. Водопад (звучит мелодия со звуком журчания воды).
Цель: стимуляция тактильных ощущений, восприятие пространства и своего тела в этом пространстве.
Педагог-психолог включает фибероптический душ и панно «Водопад».
- Посмотрите, какой перед нами водопад. Вы любите купаться? Тогда давайте подойдем поближе к водопаду. Рассмотрите его внимательно. Сколько в нём цветов?
Бабочка предлагает прислушаться к новым звукам. Это волшебная страна дает знаки, куда необходимо идти. Шум воды – это водопад. Давайте смоем с себя усталость в струях этого водопада. Войдите в водопад, представьте, что вы стоите под струйками прохладной воды. Почувствуйте, как вода проходит сквозь вас и уносит с собой всё ненужное и плохое. Каждый участник проходит по сенсорной тропинке через водопад («сухой душ») на лесную поляну и принимает удобное положение.
Часть 3. Релаксация. Упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения, снимают напряжение. Дыхательная гимнастика, которая действует успокаивающе на нервную систему. Димическая гимнастика, которая направлена на снятие общего напряжения.
В этой части, помимо релаксационных комплексов, с которыми все очень хорошо знакомы, я предлагаю использовать такой вид работы, как флэштренинг. Это очень интересный метод развития личности, который доступен всем. Содержание позволяет расслабиться, переосмыслить свой внутренний мир, расширить возможности сознания. Флэштренинг – это направление в арттерапии, один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Флэштренинг - это просмотр музыкального видеоряда определённой тематики (флэшки) в течение 5-10 минут с последующим обсуждением в группе. Всегда творческий увлекательный процесс самопознания в комфортной атмосфере и с беседой после ролика.
Цель флэштренинга: релаксация, с целью самоактуализации личности участников группы.
Задачи флэштренинга:
1. Стать более внимательным к себе и осознавать свои мысли, действия, чувства, т. к. на основании их строится собственная жизнь;
2. Развивать способность анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;
3. Перенимать различные способы поведения, повысить возможность выборов в жизни;
4. Развитие эмпатических способностей участников группы.
5. Флэш – тренинг «Ангел – хранитель» (видеоролик с последующим обсуждением).
Каждый участник мастер-класса получает текст релаксационного комплекса «Птица», который можно использовать в этой части занятия.
Релаксация «Птица»
Цель – расслабление, оздоровление, нервно-психическое равновесие, активизация функций внутренних органов через дыхание.
Инструкция.
1. Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали… Вдох удлиняется… После выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлинённого выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения…
2. Мышцы расслаблены, веки опущены… Вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются. Силы восстанавливаются…
3. Ваше сознание – как мягкое облачко над лучезарным морем… Море красиво, волны катятся, бьются о берег… Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн… Белая чайка в небе спокойно кружит… Пахнет свежестью и морем…
4. Вы – птица… ваши крылья – это вера в себя. Силу мозга, уверенность и жизнерадостность.
5. ваше сердце мерно стучит… Вам легко дышится… Медленно повторяйте следующие фразы:
«Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей… Энергия восстанавливается с избытком… Мне становится всё лучше и лучше… Я могу быть приветливой, терпеливой, доброй… Я добра и творчески настроена… Я отдохнула… Я полона энергии, я уверена в своих силах и призвании…»
Сеанс подходит к концу. Я считаю от трёх до одного. Три – сонливость проходит, два – я потягиваюсь, один – я бодра и полона сил! Потянитесь. Глубже подышите… Улыбнитесь!
Часть 4. Завершающая. Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.
6. Массаж.
- Наша бабочка села на корзинку, в которой что-то лежит. Давайте посмотри, что это.
- Это разноцветные мячики.
- А для чего они нужны?
- Для массажа.
- Верно. Слегка надавливая, прокатываем их между ладошками. А теперь я предлагаю встать в тесный кружок и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спине. (Участники выполняют) Приятно делать массаж? Замечательно, давайте сложим мячики в корзину.
7. Свеча (рефлексия).
Наше занятие подходит к концу. Посмотрите, волшебная комната хочет поделиться с нами своим теплом. Мы сядем в круг и своим дыханием зажжем эту волшебную свечу (все дуют на свечу). Посмотрим, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуете тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немного тепла, и скажите о своих ощущениях и впечатлениях от нашего занятия. (Свечу передают, пока она не вернется в руки психолога) Вот так же как эта волшебная свеча наше сердце должно быть всегда горячим, пылающим добротой и любовью, и так же как свеча оно должно быть готовым дарить свое тепло каждому. Закроем глаза и на счет «три» вместе задуем свечу. (Задувают свечу)
8. Возвращение.
- Нам пора возвращаться. Вставайте в круг, сейчас мы закроем глаза и произнесем «волшебные» слова: «Раз, два, три, четыре, пять – покружись и на мастер – классе окажись!». А когда будете выходить из сенсорной комнаты, не забудьте улыбнуться в волшебное зеркало, проходя мимо него. До новых встреч!
Заключение.
Внутренняя природа человека стремится к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психического здоровья. Среда сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызывает приятные эстетически значимые ощущения, помогает преодолеть тревожные переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта.
В ходе занятий сама обстановка сенсорной комнаты погружает ребенка и взрослого в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной коррекционной задачи, способствует вытеснению негативных переживаний. Работа в сенсорной комнате – это не просто весёлое времяпрепровождение. Благодаря этим занятиям сохраняется и укрепляется психологическое здоровье как детей, так и взрослых.