Алина Фаляхова
Особенности проявления стрессоустойчивости у студентов в процессе обучения в вузе
▼ Скачать + Заказать документы
Получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в учебный сезонный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в жатые сроки большой объем информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жестким контролем регламентаций режима. И все это обрушивается в первую очередь на студентов первого курса. Сессионный период является важным стрессогенным событием жизни студентов[2]. Особенно высок этот стресс для первокурсников, которые находятся в стадии смены жизненного цикла.
Темочки:
Данной проблемой занимались такие психологи как : В. В. Плотникова, 1983., В. Л. Марищеук, 1995.; В. П. Казначеев, 1997; В А. Доскин,1998; Ю. А. Александровский,2005 ; Ю. В. Щербатых, 2008. Проблема стресса и стрессоустройчивости волновало многих исследователей с давних времен но до сих пор остается открытым вопрос о специфики проявления стрессоустойчивости у студентов вуза, которые будут обусловлены возрастными факторами [1].Актуальность данной проблемы позволила определить цель нашего исследования - выявить особенности проявления стрессоустойчивости у студентов факультета педагогики в зависимости от курса обучения.
Результаты выполненного нами экспериментального исследования позволяют сделать ряд обобщений. В проявлений срессоустойчивости у студентов первого и четвертого курсов имеются существенные различия. Так, у студентов – первокурсников доминирует низкий уровень самоконтроля и регуляции в стрессовой ситуации. Они часто теряют контроль и не умеют правильно вести себя. У студентов четвертого курса выявлен высокий уровень регуляции в стрессовой ситуации, который указывает на то, что попав в сложную ситуацию старшекурсники ведут себя сдержанно и умеют регулировать свое эмоциональное состояние.
Склонность к стрессу на высоком и среднем уровне выражена у первокурсников. Они испытывают большое эмоциональное напряжение, что обусловлено адаптационным периодом к вузу, к новой учебной деятельности, межличностным отношениям. У студентов четвертого курса данный показатель выявлен на среднем и низком уровне.
Показатель высокой стрессоустойчивости и готовности к борьбе со стрессом доминирует у студентов четвертого курса. Низкие показатели характерны для первокурсников. Они не готовы к борьбе со стрессом и нуждаются в психологической поддержке. Студенты - первокурсники испытывают интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные и физиологические симптомы проявления стресса.
Ранжирование показателей проявления симптомов стресса в процессе учебной деятельности показало, что для студентов — первокурсников характерна: повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания, спешка, ощущение постоянной нехватки времени, головные боли, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. У студентов - четвертого курса стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в плохом настроении, депрессии, спешке, ощущении постоянной нехватки времени, страхе и тревоге.
Наиболее популярными приемами снятия стресса среди респондентов наши выборки являются: сон, общение с друзьями или любимым человеком, физическая активность. Показатель волнения перед экзаменами доминирует у первокурсников.
Наиболее популярным средством снятия предэкзаменационного стресса среди студентов пepвoго курса является посещение психологических тренингов, физическая нагрузка в бассейне и занятия в тренажерном зале. У студентов-выпускников доминируют различные способы релаксации и снятия напряжения в мышцах. Это можно объяснить знанием и применением практических навыков студентов- выпускников в области психологии
Литература
1. Бодров, В. А. Психологический стресс : развитие и преодолени. М. : ПЕРСЭ. 2006. 528 с.
2. Игумнов, С. А. Управление стрессом :современные психологические и медикаментозные подходы. СПб. : Речь, 2007.-217с.