Евгения Кузина
Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в детском саду представляет собой организованный воспитателем и выполняемый детьми самостоятельно комплекс действий, который направлен на решение проблемной ситуации и завершаемый творческим продуктом.
Проектная деятельность – это уникальное средство, обеспечивающее взаимодействие детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Во время участия в проектах ребенок учится находить выход из трудной ситуации. Особенностью проектов в ДОО – они могут быть только взросло-детскими, в которых принимают участие все участники образовательного процесса.
Публикация «Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Основы проектной технологии заложены в начале 20 века в психолого-педагогических, философских трудах У. Х. Килпатрика, Д. Дьюи, Э. Коллингса и других. Параллельно исследования в этой области проводились такими отечественными учеными, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев. Ими были рассмотрены особенности и условия применения метода проектов в работе с дошкольниками.
Советские педагоги и психологи (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин и другие) считали, что метод проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие самостоятельности в обучении, творческой инициативы, связь практики и теории.
Понятие «проектная деятельность» связано с такими понятиями и категориями, как «проект» и «деятельность», которые, с точки зрения различных отраслей научного знания и разных уровней методологии науки, имеют разноплановый характер.
Проект является совокупностью определенных действий, предварительных текстов, документов, работ, мероприятий, замысла для создания реального предмета, объекта, уникального продукта.
Деятельность – специфическая для человека форма активного отношения к окружающему его миру, составляющая его целесообразное образование и изменение.
Проектная деятельность – такая система обучения, которая позволяет обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий (постепенно усложняющихся).
Проекты различаются по тематике, и в процессе их реализации параллельно решаются различные задачи (воспитательные, образовательные, психологические, творческие).
Е. С. Евдокимовой предложена следующая типология проектов :
1. По методу, который преобладает в проекте : исследовательский, игровой, творческий, информационный, приключенческий, практико-ориентированный.
2. По характеру содержания: ребенок и природа, ребенок и его семья, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество.
3. По характеру участия ребенка: заказчик, эксперт, исполнитель, участник.
4. По характеру контактов: внутри возрастной группы, в контакте с другими возрастными группами, внутри дошкольного учреждения, в контакте вне ДОО (семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
6. По продолжительности реализации: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
В ДОО преобладают творческие и исследовательские проекты, направленные на развитие коммуникативных и познавательных способностей детей. Также проектная деятельность способствует формированию и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми, развитию разнообразной игровой деятельности, развитию и укреплению детско-родительских отношений.
Все проекты нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослого. Особенность проектной деятельности в дошкольной образовательной организации состоит в том, что именно взрослые помогают ребенку обнаружить проблему или спровоцировать ее возникновение, вызывают интерес к ней и включают ребенка в проект.
Тема проектной деятельности выбирается исходя из интересов и запросов детей. Также в качестве темы может быть использован раздел программы. Темы, которые возникли по инициативе детей имеют большую педагогическую ценность.
Работа над любым проектом начинается с его определения и планирования.
Структура проекта :
1. Методический паспорт
1. Тема – лаконичная формулировка проблемы, название проекта
2. Руководитель проекта
3. Исполнитель проекта – место реализации проекта
4. Юридический адрес исполнителя
5. Адресация – возможные потребители проекта
6. Цель
7. Задачи
8. Благополучатели – на кого рассчитан проект, это могут быть дети, родители, педагоги
9. Типовые особенности – особенности создаваемого продукта (по профилю знаний – монопроектирование, межпредметный; по уровню контактов – международный, региональный, муниципальный, на уровне ДОО; по сроку реализации)
10. Ожидаемые результаты
11. Исполнители основных мероприятий – должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия
2. Пояснительная записка – пишется в свободной форме и содержит в себе:
1. Актуальность
2. Анализ проблемы
3. Определение противоречий существующей практики
4. Постановка проблемы
5. Актуальность проблемы для ОУ и педагога
6. Цель и задачи проекта
7. Особенность проекта
8. Суть проекта
9. Ожидаемые результаты – долгосрочные и краткосрочные; результаты-эффекты и результаты-продукты
10. Ресурсы – материально-технические условия для реализации данного проекта, методическое обеспечение, требования к уровню подготовки участников проекта
3. Содержание проекта – определение этапов с детальным содержанием и распределением функций
1. Описание хода работы
2. Механизм реализации внедрения проекта
3. Распределение обязанностей
4. Этапы проекта – описание мероприятий (подробное) с указанием сроков, задач и ответственного на каждом этапе:
- Подготовительный – формирование проблемы и цели проекта, определение продукта; на этом этапе педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию
- Организация проектирования – разработка плана (детьми с помощью взрослого, разделение детей на группы, распределение ролей
- Проектирование – практическая часть; при необходимости педагог помогает детям, корректирует и направляет
- Презентация – подготовка презентации, представление детьми продукта собственной деятельности
4. Оценка эффективности реализации проекта – в этом пункте описываются критерии эффективности реализации проекта
5. Библиография проекта – указываются научные, методические, медицинские труда, на которые опирается педагог при создании проекта.
В приложении к проекту могут быть предоставлены перспективные планы мероприятий проекта, разработки, примерная структура и прочие данные.
Таким образом, метод проектов открывает большие возможности всестороннего развития детей. Для отечественной системы дошкольного образования проектная технология является относительно новой и относится к нетрадиционным методам взаимодействия с семьями. Метод позволяет привлечь большое количество родителей и сделать их полноправными участниками образовательного процесса.