Приложение МААМ

Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации

Евгения Кузина
Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная деятельность в детском саду представляет собой организованный воспитателем и выполняемый детьми самостоятельно комплекс действий, который направлен на решение проблемной ситуации и завершаемый творческим продуктом.

Проектная деятельность – это уникальное средство, обеспечивающее взаимодействие детей и взрослых, способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Во время участия в проектах ребенок учится находить выход из трудной ситуации. Особенностью проектов в ДОО – они могут быть только взросло-детскими, в которых принимают участие все участники образовательного процесса.

Публикация «Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Основы проектной технологии заложены в начале 20 века в психолого-педагогических, философских трудах У. Х. Килпатрика, Д. Дьюи, Э. Коллингса и других. Параллельно исследования в этой области проводились такими отечественными учеными, как В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев. Ими были рассмотрены особенности и условия применения метода проектов в работе с дошкольниками.

Советские педагоги и психологи (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин и другие) считали, что метод проектов, критически переработанный, сможет обеспечить развитие самостоятельности в обучении, творческой инициативы, связь практики и теории.

Понятие «проектная деятельность» связано с такими понятиями и категориями, как «проект» и «деятельность», которые, с точки зрения различных отраслей научного знания и разных уровней методологии науки, имеют разноплановый характер.

Проект является совокупностью определенных действий, предварительных текстов, документов, работ, мероприятий, замысла для создания реального предмета, объекта, уникального продукта.

Деятельность – специфическая для человека форма активного отношения к окружающему его миру, составляющая его целесообразное образование и изменение.

Проектная деятельность – такая система обучения, которая позволяет обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий (постепенно усложняющихся).

Проекты различаются по тематике, и в процессе их реализации параллельно решаются различные задачи (воспитательные, образовательные, психологические, творческие).

Е. С. Евдокимовой предложена следующая типология проектов :

1. По методу, который преобладает в проекте : исследовательский, игровой, творческий, информационный, приключенческий, практико-ориентированный.

2. По характеру содержания: ребенок и природа, ребенок и его семья, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество.

3. По характеру участия ребенка: заказчик, эксперт, исполнитель, участник.

4. По характеру контактов: внутри возрастной группы, в контакте с другими возрастными группами, внутри дошкольного учреждения, в контакте вне ДОО (семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.

6. По продолжительности реализации: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

В ДОО преобладают творческие и исследовательские проекты, направленные на развитие коммуникативных и познавательных способностей детей. Также проектная деятельность способствует формированию и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми, развитию разнообразной игровой деятельности, развитию и укреплению детско-родительских отношений.

Все проекты нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослого. Особенность проектной деятельности в дошкольной образовательной организации состоит в том, что именно взрослые помогают ребенку обнаружить проблему или спровоцировать ее возникновение, вызывают интерес к ней и включают ребенка в проект.

Тема проектной деятельности выбирается исходя из интересов и запросов детей. Также в качестве темы может быть использован раздел программы. Темы, которые возникли по инициативе детей имеют большую педагогическую ценность.

Работа над любым проектом начинается с его определения и планирования.

Структура проекта :

1. Методический паспорт

1. Тема – лаконичная формулировка проблемы, название проекта

2. Руководитель проекта

3. Исполнитель проекта – место реализации проекта

4. Юридический адрес исполнителя

5. Адресация – возможные потребители проекта

6. Цель

7. Задачи

8. Благополучатели – на кого рассчитан проект, это могут быть дети, родители, педагоги

9. Типовые особенности – особенности создаваемого продукта (по профилю знаний – монопроектирование, межпредметный; по уровню контактов – международный, региональный, муниципальный, на уровне ДОО; по сроку реализации)

10. Ожидаемые результаты

11. Исполнители основных мероприятий – должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия

2. Пояснительная записка – пишется в свободной форме и содержит в себе:

1. Актуальность

2. Анализ проблемы

3. Определение противоречий существующей практики

4. Постановка проблемы

5. Актуальность проблемы для ОУ и педагога

6. Цель и задачи проекта

7. Особенность проекта

8. Суть проекта

9. Ожидаемые результаты – долгосрочные и краткосрочные; результаты-эффекты и результаты-продукты

10. Ресурсы – материально-технические условия для реализации данного проекта, методическое обеспечение, требования к уровню подготовки участников проекта

3. Содержание проекта – определение этапов с детальным содержанием и распределением функций

1. Описание хода работы

2. Механизм реализации внедрения проекта

3. Распределение обязанностей

4. Этапы проекта – описание мероприятий (подробное) с указанием сроков, задач и ответственного на каждом этапе:

- Подготовительный – формирование проблемы и цели проекта, определение продукта; на этом этапе педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию

- Организация проектирования – разработка плана (детьми с помощью взрослого, разделение детей на группы, распределение ролей

- Проектирование – практическая часть; при необходимости педагог помогает детям, корректирует и направляет

- Презентация – подготовка презентации, представление детьми продукта собственной деятельности

4. Оценка эффективности реализации проекта – в этом пункте описываются критерии эффективности реализации проекта

5. Библиография проекта – указываются научные, методические, медицинские труда, на которые опирается педагог при создании проекта.

В приложении к проекту могут быть предоставлены перспективные планы мероприятий проекта, разработки, примерная структура и прочие данные.

Таким образом, метод проектов открывает большие возможности всестороннего развития детей. Для отечественной системы дошкольного образования проектная технология является относительно новой и относится к нетрадиционным методам взаимодействия с семьями. Метод позволяет привлечь большое количество родителей и сделать их полноправными участниками образовательного процесса.

Публикации по теме:

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций c детьми с ОВЗ Дошкольное образование реализуется в вариативных организационных формах, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности)Тула — город мастеров (материал для организации проектной деятельности) Задачи: расширить представления детей о малой Родине; приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма, способствовать гражданскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 07:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности проектной технологии в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кузина (УИ 819138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД