Кайшева Виктория
Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации
▼ Скачать
Мнемотехника — это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Мнемоника (мнемотехника) — отличное решение для педагогов, для детей, для родителей и для любого человека расширить свой кругозор и научится развивать свои память и внимание.
Публикация «Особенности применения мнемотехники в образовательном процессе дошкольной организации» размещена в разделах
В детском саду мнемотехника используется для формирования у детей навыков запоминания любой информации, развития памяти.
Память – когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и к сожалению, забывания информации.
Память делят на основные виды: непроизвольная и произвольная. Непроизвольная память - это впечатления, которые мы можем запомнить без каких-либо усилий. И произвольная, которая подключает волевой компонент. У детей непроизвольная память развита хорошо, а вот с произвольной памятью есть проблемы, потому что она требует волевых усилий. Вся мнемотехника построена на принципе вспоминания, которые ассоциируются с разными областями жизни и могут быть запечатлены. Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте. Что в дальнейшем сказывается на учебе и соответственно в формировании личности. Существует у человека врожденная способность к запоминанию, она обусловлена природой и в том числе пластичностью мозговой ткани это как раз механическая, непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов усвоения информации.
Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стих или рассказ эмоционально раскрашен, то он запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, очень быстро откладывается в его голове и на долгий срок. Уже с 4 лет ребенок может подключать к запоминанию волевой компонент и здесь уже можно начинать развитие произвольной памяти, потому что возникает самоконтроль, постепенно ребенок начинает сам запоминать информацию, которая пригодится в будущем. У подрастающего ребенка уже формируется свой личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. И конечно же дети с удовольствием делятся этим опытом с родителями, с другими детьми. Непроизвольная память развивается в процессе наблюдения за живой природой и конечно желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная память быстрее формируется, если часто побуждать ребенка воспроизводить какой-либо накопленный опыт (учить стихи, пересказывать рассказы). У детей до 7 лет произвольное запоминание зависит от следующих факторов:
Содержание предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
Процесс обучения: должна быть определена логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
Мотивация: необходимо заинтересовать, объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
Контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.
Занятия по мнемотехнике лучше начинать с игр для рук. Например: игра ладушки, когда дети в парах хлопают по ладоням друг друга. Для детей постарше можно применить игру «Бык Коза» когда пальцами одной руки показывают быка, другой козу. Эти упражнения способствуют концентрации внимания, мозг готовится к восприятию информации.
У детей очень хорошо развита ассоциативная память. Они всегда с удовольствием играют в игры-ассоциации.
Ребенку показывают мяч и просят описать его. Какой он? (прыгучий, большой, разноцветный). Это упражнение достаточно легкое, но оно помогает формировать ассоциативные связи, т. е. мяч – круглый; мяч – прыгучий; круглый, прыгучий – мяч. Можно повторять это упражнение с различными предметами, которые ребенок может встречать везде. Что вижу, то и описываю. Такая игра хорошо развивает наблюдательность.
Упражнение для развития ассоциативного запоминания.
Нарисовано дерево, ваза и мухомор. Просим ребенка придумать небылицу со словами дерево – ваза – мухомор. На дереве выросла ваза, в вазу посадили мухомор.
Ниже представлены игры, которые способствуют развитию ассоциативного запоминания.
Игры на развитие внимания и памяти
Игра «Фотоаппарат»
Предлагаем детям побыть фотоаппаратами, показываем ненадолго картинку и дети должны по памяти описать ее.
Игра «Найди различия», «Чего не хватает», «Что изменилось?»
Ведущий просит одного ребенка подойти к нему, остальные ребята запоминают внешний облик ребенка. Потом ведущий выводит за дверь ребенка, меняет в облике какую-нибудь деталь (рубашку выпустить или волосы распустить) после чего ребенок возвращается к своей группе, и дети должны угадать что изменилось.
Игра «Я знаю пять…» развивает способность к обобщению, синтезу и учит думать и говорить достаточно быстро.
Игры на развитие пространственных отношений.
Игра «Сравнение предметов» развивает пространственные отношения между предметами. Ребенок должен рассказать, что общего у предметов, чем они отличаются. Например, на картинках нарисованы три одинаковых медведя разных размеров (большой, средний, маленький).
Игра «Кукловод» Ребенку завязывают глаза, держат за плечи и говорят сколько шагов и в какую сторону он должен сделать. Например, три шага вперед, два шага влево, один шаг назад.
Игра «Графический диктант» Ребенок рисует по клеточкам в направлении, заданном воспитателем. Например, рисуем две клеточки влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, четыре вниз и т. д. в итоге дети видят получившийся рисунок.
Технология мнемотехники помогает в дальнейшей учебе детей в школе и во взрослой жизни. Дети, которые учили стихи, рассказы с помощью мнемотаблиц, в дальнейшем уже сами могут выстроить ассоциативный ряд при запоминании какой-либо информации.