Анна Грищенкова
Особенности певческой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Певческая деятельность – один из обязательных видов музыкальной деятельности дошкольников. Несмотря на то, что возможности детей, особенно раннего и младшего дошкольного возраста в пении невелики, пение – один из доступных и любимых детьми видов музыкальной деятельности.
Пение- основное средство муз воспитания. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.
Встреча с песней вызывает у ребенка положительные эмоции.
• Пение развивает у детей музыкальные способности: музыкальных слух (звуковысотный, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Публикация «Особенности певческой деятельности дошкольников» размещена в разделах
• Пение способствует развитию речи. Слова песни выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
• Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
• При соблюдении гигиенических условий пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата у детей. (Н. А. Метлов одним из первых разработал правила охраны детского голоса).
В содержание певческой деятельности входит: песни (из классического, современного, народного репертуара, попевки, распевки, певческие упражнения, муз-дидактические игры. Упражнения и задания на развитие способности различать такие свойства муз звуков, как высота, длительность звучания.
В зарубежной и отечественной литературе сенсорные муз способности понимаются как качество различения основных свойств муз звуков. Строго говоря, эти качества нельзя назвать муз способностями (Теплов Б. М., но они лежат в основе развития музыкального слуха (Ветлугина).
Певческий репертуар для детей с 3-х лет разделяется на 1-ю и 2-ю степень сложности. Репертуар 1-й степени сложности, как правило, разучивается в 1-й половине года. Выбор репертуара зависит и от уровня певческого развития конкретной группы.
Детей раннего возраста приобщают к певческой деятельности, начиная с дошкольного возраста начинается целенаправленное формирование у детей певческих и хоровых навыков.
Следует помнить:
1)Мелодию с голоса дошкольники воспринимают легче, чем на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
2) Детей дошкольного возраста не обучают 2-хголосию.
Методика обучения пению детей дошкольного возраста исходит из особых качеств детского голоса. Голосовой аппарат ребенка хрупкий, нежный, находится в процессе физиологического роста, развития. Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и слабый (но звонкий). Он усиливается в основном за счет головного резонатора, грудной резонатор у детей развит слабо.
Диапазон (объем голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. При правильной постановке пения дети 3-х лет к концу года могут петь чисто, свободно в пределах ми-си, 4-х лет – в пределах ре-си, 5-ти лет - в пределах ре-до 2-й октавы, 6-ти лет – в пределах ре-ре 2-й октавы.
Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примарные» (удобные для пения, основные) обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре фа-си (ми-си).
В процессе приобщения к певческой деятельности (ранний возраст, а затем и обучения пению у детей формируются певческие навыки: певческая установка, звукообразование, дикция, чистота интонирования и хоровые навыки: строй, ансамбль.
Певческие и хоровые навыки у дошкольников формируются в процессе разучивания детского песенного репертуара. Песенки-упражнения, распевки играют, хотя и важную, но все же вспомогательную роль в обучении пению детей дошкольного возраста.
По классической методике никаких специальных упражнений для формирования правильного дыхания с детьми дошкольного возраста не проводится. Дыхание укрепляется в процессе пения. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, на первых порах выбираются песни с короткими муз фразами. В старших группах одним из приемов формирования правильного дыхания может быть пение цепочкой (по фразам).
Среди всех певческих навыков особое внимание уделяется звукообразованию – ребенок дошкольного возраста должен петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию и на голосовые связки ребенка.
При формировании навыка звукообразования следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровный. Поэтому, обучая маленьких детей, надо учить их хорошо раскрывать рот, не зажимать нижнюю челюсть, стараться привить навык плавного голосоведения, показывая голосом образец исполнения.
Со звукообразованием связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшей группы учить их протягивать отдельные звуки, концы муз фраз. Соответственно подбирается муз репертуар (Петушок, Заинька и др.). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в спокойном темпе, также разучивание песен в замедленном темпе. (Для маленьких детей медленные темпы трудны). Протяжность в пении также зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных звуков, что характерно для народных песен. Не случайно в классических сборниках для детей большое место отводится народным попевкам и песням.
Хоровые навыки: Стройное, слитное пение (ансамбль) у детей дошкольного возраста достигается постепенно. В младшей группе детского сада детей учат начинать петь вместе со взрослым. Для того, чтобы научить детей стройному слитному пению используют следующие приемы:
- перед началом пения нужно собрать внимание детей. Если есть вступление – показать жестом или кивком головы момент вступления; если фортепианного вступления нет, можно проиграть начало песни или первый интервал - дети поют его тихо на слог или с закрытым ртом, затем по жесту педагога начинают пение. При тихом пении детям легче сосредоточить внимание на звуках.
Стройности пения помогает дирижирование. Но, дирижированием не следует злоупотреблять. К дирижированию следует прибегать при пении а-капелла или на празднике, если в общем пении участвуют несколько групп детей.
Все вокальные (певческие) и хоровые навыки связаны между собой, работа над ними ведется одновременно, навыки формируются постепенно.