Наталья Федотова
Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями и животными
▼ Скачать
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой является одним из основных направлений в воспитательно- образовательной работе, детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребёнка.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе представлений о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и её эстетическое воспитание. У детей необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней, как можно больше.
Публикация «Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с растениями и животными» размещена в разделах
Задачи и содержание представлений о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.
Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием педагогом их психофизиологических особенностей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Дети данного возраста с легкостью включаются в совместную со взрослым практическую деятельность и с удовольствием повторяют за ним слова и действия. Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. А ведущий вид деятельности в экологическом воспитании детей 4-го года жизни является предметно – действенное сотрудничество. Важную роль в познании дошкольниками природных объектов играют практические моделирующие действия, когда педагог изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, длинную морковку. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое педагог включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные цветы, овощи, фрукты, животных. Гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют. Слушают, как они скрипят, или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.
Педагог осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.
Систематически знакомить детей начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление представлений, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питания. Детей знакомят с детёнышами некоторых животных : с котёнком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые представления об отличительных признаках сезонов.
Таким образом, использовать дидактические игры для обогащения экологических представлений о растениях и животных следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей младшего дошкольного возраста :
1. Ребенок познает мир животных и растений
представления о многообразии животного и растительного мира ближайшего окружения, их красоте, неповторимости и уникальности;
представления о сезонных изменениях в жизни животных и растений в разное время года;
представления о правилах эколого-безопасного поведения по отношению к животным и растениям;
умение видеть красоту и неповторимость живых существ, ближайшего окружения;
умение с помощью взрослого создавать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности домашних животных и комнатных растений;
осознанное отношение к животным, месту их обитания и произрастания, желание ухаживать за ними.
2. Ребенок познает, как человек использует и охраняет природу
представления о том, как человек использует дары огорода;
представления о том, что человек выращивает домашних животных, чтобы использовать их как помощников в хозяйстве (собака охраняет дом, лошадь перевозит грузы, корова дает молоко и др.);
умение заботиться о растениях и животных ближайшего
окружения, совместно со взрослыми ухаживать за ними;
бережное отношение к животным и растениям ближайшего окружения, соблюдение правил эколого-безопасного обращения с ними, совместного со взрослыми участия в элементарной природоохранной деятельности.