Романова Елена
Особенности организации экспериментирования на прогулке с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве одного из основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка. Соответственно познавательно-исследовательскую деятельность в ДОУ следует считать одной ключевых в современных условиях.
Абсолютно все дети с момента рождения стремятся познавать окружающий их мир. При этом взрослый должен выступать партнё ром ребенка: всеми способами поддерживать, стараться сохранить его первые, самые яркие впечатления, показать великолепие и разнообразие окружающего его мира. Времени, отведенного для прогулки, с комфортом хватит, чтобы достичь этих целей. При этом не следует забывать о мотивирующем начале таких занятий.
Публикация «Особенности организации экспериментирования на прогулке с детьми младшего возраста» размещена в разделах
В первую очередь, отметим, что крайне ценно побудить детей к приобретению новых знаний. Для этого рекомендуется начать исследования с обозначения некой проблемной ситуации, используя при этом наглядный материал, организуя подвижные и дидактические игры, беседы, создавая сюрпризные моменты и ситуации, которые требуют решения того или иного вопроса.
На прогулке особое значение необходимо отвести наблюдениям за природными или социальными явлениями. При этом работа может проводиться не только в группе или подгруппе, но и индивидуально. То есть часть детей озадачены педагогом наблюдениями для развития внимания, пока другие проявляют интерес к природным явлениям и т. п.
Для поддержки познавательной активности у малышей педагог личным примером вызывает в них интерес, сочувствие, вовлеченность в те или иные явления окружающего мира. ФГОС ДО приветствует умения педагогов в создании оптимальных условий для выявления и развития способностей каждого воспитанника. Уже по достижению двух лет у детей начинают проявляться исследовательские способности. Это сопровождается элементарными и примитивными действиями: поглаживание предмета, стук по его поверхности, попытки сжать в ладошке мягкий предмет (например, лист бумаги) и др. Исследовательские действия усложняются по мере совершенствования мелкой моторики. дошкольников, развития мускулатуры и совершенствования скоординированности в действиях.
Легче познать окружающий мир воспитанниками поможет опытно – экспериментальная деятельность с использованием природных материалов. При планировании познавательной деятельности особое внимание должно уделяться сезонности и погоде.
В заключение хотелось бы отметить, что грамотная организация и планирование прогулки в ДОУ существенно поможет решить задачу по познавательному развитию дошкольников. Наблюдение, экспериментирование, изучение представителей флоры и фауны на практике, исследование территории ДОО и за его пределами – всё это способствует развитию у детей таких важных качеств как наблюдательность, способность к сравнению, анализу и обобщению полученных знаний.
Именно грамотная организация познавательно – исследовательской деятельности даёт педагогу уникальную возможность продемонстрировать дошкольникам опыты, используя предоставленные природой материалы, стимулировать развитие детского внимания, мышления, памяти и воображения.