Лучший педагог года

Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО

МАРИНА КАЗЕЕВА
Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты.

Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.

Публикация «Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах

Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определил приоритетную роль родителей в образовании и завершил многолетнюю дискуссию о роли семейного и общественного воспитания. Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют взаимодействие педагогов с семьями воспитанников (Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пункт 1 статья 44).

Однозначно выделяет приоритетную роль родителей в образовании «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Указывает на важную роль в образовательной организации как помощника родителей

«Наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления, образовательные организации, оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 10.17.2013 года № 1155) Определяет сотрудничество ДОО и семей воспитанников как одно из ведущих принципов дошкольного образования. Именно благодаря сотрудничеству возможно достичь целей дошкольного образования, создать условия, которые будут способствовать максимальному раскрытию всего заложенного в каждого ребенка потенциала

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028)

Определяет вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся как одно из психолого-педагогических условий реализации образовательной программы (раздел 30 пукт1).

Включает подраздел «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся», который определяет главные цели и задачи, принципы и направления взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (п. 26 Содержательного раздела ФОП ДО)

Более 20 лет педагогическая наука отмечает важность взаимодействия сторон и определяет подходы к нему: от работы педагога с родителями мы перешли к поддержке, сотрудничеству и партнерству. Сегодня педагог в детском саду информирует родителей, просвещает их, помогает формировать осознанное и ответственное родительство, вовлекает в образовательный процесс. ФОП ДО предусматривает три направления (диагностико-аналитическое, просветительское, консультативное) взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Диагностико - аналитическое направление. Задачи педагогов: получить и проанализировать данные о семье воспитанника, его запросам ;

Выявить особенности воспитательной практики родителей, уровне их психолого-педагогической компетентности, взглядов на воспитание и образование

Выявить запросы родителей по ключевым для них вопросов оздоровления, развития, воспитания и образования детей. Узнать, что их беспокоит, какие они испытывают затруднения, а также, какой позитивный опыт семейного воспитания имеют

Планировать взаимодействие с семьей с учетом результатов проведенного анализа, согласовывать с родителями воспитательные задачи. Способы, как получить информацию

Опросы, анкетирование, беседы, социологические срезы, дни или недели открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, «телефоны доверия», «книги отзывов» «почтовые ящики», индивидуальные блокноты и др.

(слайд№8) В детском саду для взаимодействия с родителями воспитатели детского сада создали группы на платформе «Сферум». Приглашают родителей на родительские собрания, предлагают принять участие в онлайн - анкетировании, высылают скин- отчет об итогах анкет.

(слайд№9) Фото «День открытых дверей»

(слайд№10) Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

Просветительская деятельность

Это не просто информирование родителей, а формирование у них навыков, ценностных установок, опыта и компетенций, т. е. позиций осознанного, ответственного, компетентного родительства

Задачи педагогов:

Просвещать:

по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста

Информировать:

о государственной политике в области дошкольного образования;

мерах государственной поддержке семей с детьми дошкольного возраста;

особенностях образовательной программы ДОО;

условиях пребывания ребенка в группе ДОО;

содержании и методах образовательной работы с детьми

Формы просветительской деятельности

Информирование по вопросам развития и оздоровления, воспитания и обучения детей

-родительские собрания, лектории, индивидуальное и групповое консультирование, родительские конференции, устный педагогический журнал, беседы, дни открытых дверей, круглые столы;

-библиотеки педагогической литературы для родителей, фотовыставки, информационные стенды и папки, выпуск мини-газет, буклетов, памяток и др.

-ведение сайта ДОО, переписка по электронной почте, создание групп в сервисах по обмену сообщениями.

Формирование у родителей практического опыта педагогических действий

- мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, деловые игры;

- работа с интерактивными плакатами;

- -создание тематических аудиозаписей и видеороликов на психолого-педагогическую тематику, электронных книг для родителей и детей

Формирование у родителей практического опыта педагогических действий

- мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, деловые игры;

- работа с интерактивными плакатами;

- -создание тематических аудиозаписей и видеороликов на психолого-педагогическую тематику, электронных книг для родителей и детей

Работа ДОО по данному направлению:

Родительское собрание (Приглашение через мессенджеры, обращение к родителям после собрания, обратная связь после родительского собрания)

общее родительское собрание, групповые родительские собрания)

(Создание группы в сервисах по обмену сообщениями (скрин)

Обратная связь, видео (выполнение рекомендаций дома)

Видео «Выполнение упражнений на логику с палочками»

фото: мастер-классы, практикумы

фото: Работа с интерактивными плакатами

«Мобильная группа за организацией питания)

«Проектная деятельность» совместные праздники «Колядки», «Сюжетно-ролевые игры»

Совместные спортивные и тематические мероприятия «Мама, пап, я –спортивная семья»

совместная деятельность с папами «День защитника Отечества»

Любая совместная деятельность педагога, детей, родителей фото: «Итоговые мероприятия по теме недели.

«День матери» с мамами

фото: обратная связь за оказанную помощь родителями за оказанную помощь в расчистке крыши веранды от снега

фото: «Математический КВН с родителями, Открытый просмотр занятия на тему: «Сенсорные эталоны, математические представления»

Совместная деятельность

совместная деятельность «Моя Родина –Россия»

фото: Встречи с интересными людьми

фото: участие в акциях, родительский патруль

фото: Ресурсный круг «Жизненный путь» подготовительная к школе группа, Ресурсный круг «За что люди благодарны защитника земли русской» (старшая группа)

Консультативное направление взаимодействия с родителями

Консультирование родителей

-неотъемлемая часть взаимодействия педагогов и родителей, которое включено в воспитательно-образовательный процесс;

-чаще всего носит характер превентивных мер, а также открывает для родителей возможности или необходимость получить консультацию специалистов;

-может быть дистанционным, контактным или очным, а также комплексным;

-может быть индивидуальным или в группе, опосредованным или непосредственным, кратковременным и продолжительным, в соответствии с запросам родителей и особенностями развития ребенка;

-направлено на адресную помощь родителям в решении какой-то конкретной задачи воспитания и развития ребенка;

Задачи педагогов

Консультировать родителей по вопросам

-их взаимодействия с ребенком;

преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОВЗ, в условиях семьи;

-особенностей поведения и взаимодействия со сверстниками и педагогом;

-возникающих проблемных ситуациях;

-способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

-способам организации и участия в детской деятельности, образовательном процессе и другому

Формы консультативной деятельности

индивидуальное и групповое консультирование;

-родительские конференции, устный педагогический журнал, круглые столы;

-информационные стенды и папки;

-выпуск мини-газет, буклеты и памятки;

-ведение сайта ДОО, переписка по электронной почте;

-Сайт ДОО

-Информационные стенды

«Комната уюта и комфорта»

Консультирование и вручение памяток «Опасный водоем» родителям многодетных семей

Важно: чтобы каналы обратной связи не стали формальными и не изжили себя, ни один вопрос, ни один отзыв, ни одна жалоба родителей не должны оставаться без ответа педагогов и администрации детского сада

Публикации по теме:

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу "Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО", который недавно.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 14:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем МАРИНА КАЗЕЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД