МАРИНА КАЗЕЕВА
Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО
Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция воспитателя по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник, партнер или просветитель? Ответ на этот вопрос дают нормативные правовые акты.
Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.
Публикация «Особенности организации взаимодействия ДОО и семьи в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определил приоритетную роль родителей в образовании и завершил многолетнюю дискуссию о роли семейного и общественного воспитания. Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям.
Нормативно-правовые акты, которые регулируют взаимодействие педагогов с семьями воспитанников (Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пункт 1 статья 44).
Однозначно выделяет приоритетную роль родителей в образовании «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Указывает на важную роль в образовательной организации как помощника родителей
«Наряду с органами государственной власти и органами местного самоуправления, образовательные организации, оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 10.17.2013 года № 1155) Определяет сотрудничество ДОО и семей воспитанников как одно из ведущих принципов дошкольного образования. Именно благодаря сотрудничеству возможно достичь целей дошкольного образования, создать условия, которые будут способствовать максимальному раскрытию всего заложенного в каждого ребенка потенциала
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028)
Определяет вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся как одно из психолого-педагогических условий реализации образовательной программы (раздел 30 пукт1).
Включает подраздел «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся», который определяет главные цели и задачи, принципы и направления взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (п. 26 Содержательного раздела ФОП ДО)
Более 20 лет педагогическая наука отмечает важность взаимодействия сторон и определяет подходы к нему: от работы педагога с родителями мы перешли к поддержке, сотрудничеству и партнерству. Сегодня педагог в детском саду информирует родителей, просвещает их, помогает формировать осознанное и ответственное родительство, вовлекает в образовательный процесс. ФОП ДО предусматривает три направления (диагностико-аналитическое, просветительское, консультативное) взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Диагностико - аналитическое направление. Задачи педагогов: получить и проанализировать данные о семье воспитанника, его запросам ;
Выявить особенности воспитательной практики родителей, уровне их психолого-педагогической компетентности, взглядов на воспитание и образование
Выявить запросы родителей по ключевым для них вопросов оздоровления, развития, воспитания и образования детей. Узнать, что их беспокоит, какие они испытывают затруднения, а также, какой позитивный опыт семейного воспитания имеют
Планировать взаимодействие с семьей с учетом результатов проведенного анализа, согласовывать с родителями воспитательные задачи. Способы, как получить информацию
Опросы, анкетирование, беседы, социологические срезы, дни или недели открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, «телефоны доверия», «книги отзывов» «почтовые ящики», индивидуальные блокноты и др.
(слайд№8) В детском саду для взаимодействия с родителями воспитатели детского сада создали группы на платформе «Сферум». Приглашают родителей на родительские собрания, предлагают принять участие в онлайн - анкетировании, высылают скин- отчет об итогах анкет.
(слайд№9) Фото «День открытых дверей»
(слайд№10) Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Просветительская деятельность
Это не просто информирование родителей, а формирование у них навыков, ценностных установок, опыта и компетенций, т. е. позиций осознанного, ответственного, компетентного родительства
Задачи педагогов:
Просвещать:
по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста
Информировать:
о государственной политике в области дошкольного образования;
мерах государственной поддержке семей с детьми дошкольного возраста;
особенностях образовательной программы ДОО;
условиях пребывания ребенка в группе ДОО;
содержании и методах образовательной работы с детьми
Формы просветительской деятельности
Информирование по вопросам развития и оздоровления, воспитания и обучения детей
-родительские собрания, лектории, индивидуальное и групповое консультирование, родительские конференции, устный педагогический журнал, беседы, дни открытых дверей, круглые столы;
-библиотеки педагогической литературы для родителей, фотовыставки, информационные стенды и папки, выпуск мини-газет, буклетов, памяток и др.
-ведение сайта ДОО, переписка по электронной почте, создание групп в сервисах по обмену сообщениями.
Формирование у родителей практического опыта педагогических действий
- мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, деловые игры;
- работа с интерактивными плакатами;
- -создание тематических аудиозаписей и видеороликов на психолого-педагогическую тематику, электронных книг для родителей и детей
Формирование у родителей практического опыта педагогических действий
- мастер-классы и мастерские, практикумы, тренинги, деловые игры;
- работа с интерактивными плакатами;
- -создание тематических аудиозаписей и видеороликов на психолого-педагогическую тематику, электронных книг для родителей и детей
Работа ДОО по данному направлению:
Родительское собрание (Приглашение через мессенджеры, обращение к родителям после собрания, обратная связь после родительского собрания)
общее родительское собрание, групповые родительские собрания)
(Создание группы в сервисах по обмену сообщениями (скрин)
Обратная связь, видео (выполнение рекомендаций дома)
Видео «Выполнение упражнений на логику с палочками»
фото: мастер-классы, практикумы
фото: Работа с интерактивными плакатами
«Мобильная группа за организацией питания)
«Проектная деятельность» совместные праздники «Колядки», «Сюжетно-ролевые игры»
Совместные спортивные и тематические мероприятия «Мама, пап, я –спортивная семья»
совместная деятельность с папами «День защитника Отечества»
Любая совместная деятельность педагога, детей, родителей фото: «Итоговые мероприятия по теме недели.
«День матери» с мамами
фото: обратная связь за оказанную помощь родителями за оказанную помощь в расчистке крыши веранды от снега
фото: «Математический КВН с родителями, Открытый просмотр занятия на тему: «Сенсорные эталоны, математические представления»
Совместная деятельность
совместная деятельность «Моя Родина –Россия»
фото: Встречи с интересными людьми
фото: участие в акциях, родительский патруль
фото: Ресурсный круг «Жизненный путь» подготовительная к школе группа, Ресурсный круг «За что люди благодарны защитника земли русской» (старшая группа)
Консультативное направление взаимодействия с родителями
Консультирование родителей
-неотъемлемая часть взаимодействия педагогов и родителей, которое включено в воспитательно-образовательный процесс;
-чаще всего носит характер превентивных мер, а также открывает для родителей возможности или необходимость получить консультацию специалистов;
-может быть дистанционным, контактным или очным, а также комплексным;
-может быть индивидуальным или в группе, опосредованным или непосредственным, кратковременным и продолжительным, в соответствии с запросам родителей и особенностями развития ребенка;
-направлено на адресную помощь родителям в решении какой-то конкретной задачи воспитания и развития ребенка;
Задачи педагогов
Консультировать родителей по вопросам
-их взаимодействия с ребенком;
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ОВЗ, в условиях семьи;
-особенностей поведения и взаимодействия со сверстниками и педагогом;
-возникающих проблемных ситуациях;
-способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
-способам организации и участия в детской деятельности, образовательном процессе и другому
Формы консультативной деятельности
индивидуальное и групповое консультирование;
-родительские конференции, устный педагогический журнал, круглые столы;
-информационные стенды и папки;
-выпуск мини-газет, буклеты и памятки;
-ведение сайта ДОО, переписка по электронной почте;
-Сайт ДОО
-Информационные стенды
«Комната уюта и комфорта»
Консультирование и вручение памяток «Опасный водоем» родителям многодетных семей
Важно: чтобы каналы обратной связи не стали формальными и не изжили себя, ни один вопрос, ни один отзыв, ни одна жалоба родителей не должны оставаться без ответа педагогов и администрации детского сада