Татьяна Кулешова
Особенности организации образовательной работы в группах детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №10 городского округа город Уфа Республика Башкортостан
Выступление на ВКС старших воспитателей
Тема: «Осуществление организованной образовательной деятельности в группах детей раннего возраста».
Подготовила: Кулешова Т. А.
старший воспитатель
высшей категории
стаж 17 лет
Уфа-2020г.
Слайд 2 Основы организации воспитательно - образовательного процесса в группах раннего возраста.
Публикация «Особенности организации образовательной работы в группах детей раннего возраста» размещена в разделах
Понятие раннего возраста раскрывается как этап возрастного развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику;
Социально - психологическая характеристика раннего детства – важный период жизни ребенка с момента его рождения до 3-х лет;
Слайд 3 Основные положения:
- гарантия полноценного развития ребенка;
- обеспечение благоприятных условий, способствующих соблюдению прав ребенка на физическое, эмоциональное, познавательное развитие;
- координация и объединение усилий всех взрослых по оказанию помощи и уходу за детьми на различных этапах жизненного цикла;
- признание важности семьи и общества в улучшении здоровья детей и вовлечении их в процесс раннего развития.
Слайд 4 Целью развития и воспитания детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Слайд 5 Основные задачи:
1. Охрана и укрепление здоровья, формирование умений и навыков, необходимых для жизни;
2. Создание благоприятных условий для протекания сенситивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка;
3. Воспитание положительного отношения и чувства доверия к людям (первичные основы морали, положительных нравственных чувств детей;
4. Эмоциональное развитие;
5. Активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.
Слайд 6 Главная цель образовательной деятельности в раннем детстве - это построение целостного педагогического процесса, содействующего развитию каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.
Приоритетными направлениями психического развития детей от 0 до 3-х лет является сенсомоторное и речевое развитие.
Слайд 7 Ранний возраст подразумевает в своем понимании:
- Обеспечение предметно - пространственной развивающей среды.
- Стимулирование адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья малышей
- Овладение речью, процессуальной игрой, формирование навыков самообслуживания.
Слайд 8 В этой работе педагогам помогают программы и технологии, которые ориентированы на детей раннего возраста.
«Кроха», под редакцией Григорьева Галина Григорьевна, – М. ;
«Камертон» программа музыкального образования детей раннего возраста, Костина Элеонора Павловна, Линка-Пресс;
«Играем с малышами» Н. П. Кочетова -М. ;
«Физическая культура для малышей» Лайзане С. Я. ;
«Воспитание сенсорной культуры» Пилюгина Э. Г. - М.,
«Рисуют младшие дошкольники» Казакова Т. Г. -М.,
«Вместе с мамой» (с 8 мес. до 3 лет) Климанова Л. Ф. - М.,
«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» В. А. Салахетдинова - «Просвещение»;
Слайд 9 «Организация прогулок с детьми»- М., Теплюк Светлана Николаевна
«Изобразительная деятельность в детском саду», Комарова Тамара Семеновна, Мозаика-синтез;
«Ознакомление с природой в детском саду», Соломенникова Ольга Анатольевна, Мозаика-синтез;
«Развитие речи в детском саду», Гербова Валентина Викторовна, Мозаика-синтез;
«Развитие игровой деятельности», Губанова Натальи Федоровны, Мозаика-синтез;
«Формирование элементарных математических представлений», Помораева Ирина Александровна и др.
«Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Новоселова С. Л. - М.,
«Действия с предметами и предметные игры.» Сотникова В. М. - М.,
«Ясли-это серьезно!» Алямовская В. - М. ,
«Развитие ребенка раннего возраста». Лямина Г. М. Павлова Л. Н., -М. ,
«365 дней и ночей жизни ребенка (1,2,3 год)». Печора К. Л. Сотникова В. М. - М.,
«Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста». Печора К. Л., Пантюхина Г. В. - М. ,
«Дети раннего возраста в детском саду». Пилюгина Э. Г. - М. ,
«Сенсорные способности малышей» Смирнова Е. О. – М. ,
«Подвижные игры и упражнения с детьми». Литвинова М. Ф. - М.,
Слайд 10 В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049-15 с изменениями 27 августа 2015 года и ФГОС ДО предлагаем
РАСПИСАНИЕ ИГР - ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ (ПРИМЕР)
Название Количество в неделю
Развитие речи 1
Художественно-эстетическое развитие (музыка) 2
Познавательное развитие 2
Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка) 2
Физическое развитие 3
Всего Не более 10 игр-занятий в неделю
Слайд 11 Игры-занятия проводятся по подгруппам и индивидуально в 1 и 2 половине дня. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Физкультурные и музыкальные занятия могут проводиться в зале со всей группой (на 3 году жизни). Длительность занятий до 10 минут, наполняемость групп не более 20 детей.
Слайд 12 Игры - занятия обеспечивают целенаправленное развитие ребёнка, учат слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.
Ни кому не секрет, что игра - ведущая форма деятельности, а для детей раннего возраста - основная, наиболее эффективная форма обучения.
Слайд 13 Игры - занятия проводятся с подгруппой детей
• 1 год-1 год 6 мес. по 2-4 чел. в течение 3-6 мин.
• 1 год 6 мес. -2 года по 4-6 чел. в течение 6-10 мин.
• 2года 1 месяц -3 года по 8-10 чел. в течение не более 10 мин.
Объединяя детей подгруппы, учитывается не только их возраст, но и уровень развития. Поскольку темп развития у детей разный, то и состав подгрупп не может быть постоянным в течение года.
Слайд 14 У детей раннего возраста преобладает непроизвольное внимание. Малышам трудно заниматься тем, что не вызывает у них интерес. Поэтому первостепенная задача воспитателя-вызывать и поддержать интерес детей на протяжении всего занятия
Слайд 15 С этой целью используются сюрпризные моменты. Интерес детей к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, о чём рассказывает.
Чаще всего это выражается через мимику, речь. Важно менять интонацию, речь должна быть доступной пониманию детей, чёткой, грамотной, а фразы - короткими.
Слайд 16 Большую роль при проведении игр-занятий с детьми раннего возраста играют предметы, пособия. Они должны быть яркими, привлекательными, вызывать интерес у детей. Но маленьким детям недостаточно только видеть предмет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему в раннем возрасте ведущим является наглядно- действенный метод обучения.
Слайд 17 Дети второго года жизни не сразу усваивают программные задачи игры- занятия. Для лучшего усвоения необходимо одно и то же содержание повторять несколько раз (до 4). Во время занятия необходимо следить за утомляемостью детей, при первых признаках (двигательное беспокойство, отвлечение, легкое покашливание и т. п.). В этом случае необходимо принять меры, например, сменить позу детей, сюрпризный момент, дать двигательное задание и так далее.
Слайд 18 Слово "игра"- магическое, оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего мира. Когда произносишь слова "давайте играть"- устанавливается тишина.
Слайд 19,20,21,22 Благодаря тишине, можно эффективно провести игры-занятия на расширение ориентировки в окружающем мире и развитие речи, двигательных навыков, привлечь детей к работе с дидактическим материалом и привлечь их внимание к изучению мира прекрасного.
Слайд 23 Спасибо за внимание!