Елена Зуева
Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы.
Первая группа. Упражнения для кистей рук
• Развивают подражательную способность;
• Учат напрягать и расслаблять мышцы;
• Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; • Учат переключаться с одного движения на другое.
Публикация «Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики» размещена в разделах
Вторая группа. Упражнения для пальцев условно статические
• Совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Третья группа. Упражнения для пальцев динамические
• Развивают точную координацию движений;
• Учат сгибать и разгибать пальцы рук;
• Учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо е нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
- Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- Игровые задания должны постепенно усложняться.
- Начинать игру можно только, когда реб нок хочет играть.
- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если реб нок неважно себя чувствует.
- Недопустимо переутомление реб нка в игре.
- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук
Традиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, угл м;
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.
Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щ тками;
Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Основные направления работы с детьми в ходе организованной деятельности
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, жики, скалочки, семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, заст гивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
Игры в сухом бассейне, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.