Елена Перевалова
Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.
Темочки:
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструирование. Методические разработки
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Строительный материал. Конспекты по конструированию
- Строительный материал. Конструирование
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена основная зависимость — зависимость конструируемых объектов от их практического назначения. Иначе говоря, содержание конструирования должно быть представлено в виде системы знаний о различных проявлениях этой общей конструктивной зависимости и постепенно усложняющихся конструктивно-технических умений.
Такое содержание требует отбора адекватных методов и приемов обучения конструированию. В частности, установлена высокая эффективность использования в обучении конструированию таких задач, которые требуют от детей нахождения новых для них способов действия, т. е. задач проблемного характера. Постановка перед детьми таких задач способствует развертыванию поисковой деятельности, которая складывается из практических попыток использовать разные способы решения, анализа условий задачи с целью нахождения наиболее адекватных способов решения и практического их апробирования (последнее имеет особое значение для хода поиска). В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа и соотнесения, значительно повышается умственная активность.
Однако использование поисковых задач должно быть частью целостной системы обучения, характеризующейся комплексным подходом в использовании методов обучения. Поэтому при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор знаний — и тех, которые дети должны усваивать в процессе самостоятельной поисковой деятельности, и тех, которые они получают от воспитателя (так как именно они должны в дальнейшем обеспечить дошкольникам возможность вести самостоятельную поисковую деятельность).
Конструирование в ДОО необходимо для решения следующих задач:
1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать
2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание
3. Развивать художественно-творческие способности детей
4. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек
5. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала
6. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов
7. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления.
Формами реализации конструирования мы можем выделить : организованная деятельность, индивидуальная работа, организация проектов, фестивали, конкурсы, выставки, кружковая работа, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей и др.
При этом мы должны пользоваться всевозможными приемами для вовлечения детей, мотивации детей к конструированию.
• Вступительная беседа
o Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о добром львёнке, с которым никто не дружил из-за больших и острых зубов. Львёнок долго грустил и хотел дружить с другими животными и птичками. Он обратился за помощью к мудрому ворону и тот подсказал, что есть удивительная страна, где все животные дружат. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку львёнка по схеме, то помогут ему ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой он сможет подружиться со слонёнком и совёнком.
• Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность
o Например, под звуки музыки на парашюте спускается космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
• Сюжетно-ролевая игра
o Как правило, конструирование переходит в игровую деятельность:
Дети строят различные модели : машинки, самолётики, кораблики и используют их для игры. Можно разыграть спектакль, как кораблик плывёт по волнам, а сверху летит самолёт и рассказывает, что видит остров. Кораблик подплывает к острову, где его встречает подъёмный кран и грузит кубик на борт, рядом приземляется самолётик.
• Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий
o Определи наощупь предмет;
o Совмести цвет кораблика и самолётика;
o Разложи фигурки по форме;
o Собери из кубиков кирпичик.
• Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога
o Например: на столе стоит игрушка, педагог предлагает, детально рассмотреть из чего она состоит. Глазки из кружочков белого и чёрного цвета, хвостик из кубиков и тд.
• Конструирование с использованием технологических карт и инструкций
o Предложить детям работу по схемам можно в игровой форме, например, педагог сообщает детям, что им предстоит важное дело! С завода, где собирают вертолёты, прислали чертёж и попросили помочь с постройкой грузового вертолёта. Но чертёж с деталями зашифрован и чтобы открыть, необходимо, выполнить несколько заданий.
• Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели
o Такие занятия практикуются в работе со старшими дошкольниками, которые уже освоили основные приёмы, и им можно предложить работу по картинкам, фотографиям с изображением объекта на любимую тему.
Цель этих занятий - научить детей аккуратно соединять детали, выстраивая их в стройную линию, и учитывать пространственные признаки «короткий-длинный», «узкий-широкий».