Дефектолог
Особенности обследования ребенка с алалией
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплексность. В обследовании должны участвовать педиатр, невропатолог/психоневролог, офтальмолог, оториноларинголог, психолог, логопед и другие специалисты согласно показаниям.
2. Контакт. Знакомство с ребенком и проведение обследования можно осуществить в естественной обстановке для обследуемого : дом и присутствие близких людей могут поспособствовать установлению контакта с ребенком.
3. Игра. Обследование должно осуществляться в игровой форме.
Публикация «Особенности обследования ребенка с алалией» размещена в разделах
4. Материалы. Нужно заранее подобрать дидактический материал, который будет соответствовать возрасту, и сможет вызвать и поддержать интерес ребенка, так как это будет, возможно, его единственным мотивом взаимодействия.
5. Неречевые задания. Необходимо подготовить материал и задания, требующие ответа в форме показа картинок, выполнения действий, а также другие неречевые формы ответа, так как у обследуемого ребенка может полностью отсутствовать речь.
6. Понимание. Для специалиста, проводящего обследование, важным моментом является определение состояния импрессивной речи в игровом общении с ребенком, а после – в целенаправленных заданиях.
7. Неречевые функции. Начало обследования – выявление особенностей и состояния неречевых функций, влияющих на формирование речи: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, психомоторное развитие.
8. Интеллект. Важная часть обследования – состояние интеллекта, его соответствие возрастной норме/ нижней границе, так как от этого будет зависеть прогноз коррекционной работы.
9. Мимика. При обследовании импрессивной речи нельзя пользоваться жестами, выраженной интонацией, мимикой, возможна даже экранизация губ для исключения чтения с губ. Всё это необходимо для того, чтобы ребёнок понимал только речь специалиста, проводящего обследование.
10. Наблюдение. Моменты повседневной жизни ребенка могут быть весьма информативными для проводимого обследования, поэтому наблюдение за общением с близкими, со взрослыми, с детьми; за поведением в одиночестве, в коллективе, за особенностями игры, эмоциональными реакциями и другими особенностями ребенка будет полезно для специалиста.
11. Длительность. Обследование ребенка с алалией продолжается в совместной с ним деятельности и в процессе коррекционной работы, не заканчиваясь выделенным временем в ДОУ.
12. Заключение. Заключение «алалия» ставится после сопоставления данных обследования всех специалистов не ранее первого этапа коррекционного воздействия.
13. Слух. Если есть подозрения наличия у ребенка сенсорной алалии, то соответствующему специалисту необходимо провести неоднократное исследование состояния слуха.
Примечания.
- При обследовании необходимо выявить и использовать факторы, способные разграничить детей с алалией от детей с другими речевыми нарушениями.
- При сборе анамнеза стоит обратить внимание на отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители могут описывать ребенка как понимающего, но не желающего говорить, а в ряде случаев – как упрямого и ленивого.
- В эмоционально окрашенных ситуациях общения дети избирательно используют мимику и жестикуляцию вместо речи.
- Первые слова появляются поздно, фразовая речь может формироваться лишь после 5-6 лет.
- Обследование продолжается параллельно с начатой коррекционной работой с установлением следующих особенностей : вступление в контакт, проявление негативных реакций общего и речевого характера, отношение к ходу и материалу занятий, реакции на изменение ситуации, критичность к своему состоянию, внеречевое и речевое общение, стремление к общению и исправлению речи.
- Необходимо выявить интересы к игрушкам, играм, книгам, у школьника, в частности, уточняются учебные интересы. Также нужно учитывать активность и работоспособность при обследовании, характер игровой и учебной деятельности, запас сведений, представлений о величине, форме, месте расположения предметов и многое другое.
- Для изучения словаря, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи применяется общепринятая в логопедии схема обследования и специально подготовленные пособия, речевые упражнения, задания на словообразование и словоизменение, а также длительное наблюдение за процессом выполнения заданий.
- Для отграничения детей с сенсорной алалией от слабослышащих, глухих, с преимущественным нарушением восприятия детей нужно уточнить состояние слуха, понимания, гнозиса, праксиса, мелкой моторики, общедвигательной сферы и практических навыков.
- Артикуляционная моторика исследуется специальными упражнениями в игровой форме.