Татьяна Сипович
Особенности общения со взрослыми у детей шестого года жизни. Диагностический материал
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения со взрослыми у детей 6-го года жизни
У детей 6-го года жизни преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, сменяющему со-трудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире т. е дети 6-го года жизни сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Появляются вопросы ребенка о предметах и их разнообразных взаимосвязях (почему? зачем? для чего). Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. Потребность ребенка в уважении со стороны взрослого обусловливает особую чувствительность детей к оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвал.
Публикация «Особенности общения со взрослыми у детей шестого года жизни, Диагностический материал» размещена в разделах
Важнейшим средством коммуникации на уровне внеситуативно-познавательной формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения.
Значение общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений перестает вскоре исчерпывать интересы детей, их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере.
[h3]Схема наблюдения[/h3]
Цель наблюдения: изучить характер и направленность контактов у детей 5-го года жизни со взрослыми.
Ситуация наблюдения: утренники, режимные моменты в ДОУ (прием детей в д/с, момент передачи ребенка родителям).
Частные критерии планируемого наблюдения:
1. проявление интереса ко взрослому (задает вопросы личного характера)
2. эмоциональное состояние ребенка во время взаимодействия со взрослым (радость, напряжение, смущение, испуг)
3. умение пользоваться вежливыми словами в общение со взрослым (здоровается, прощается, извиняется, вежливо выражает свою просьбу, благодарит за оказанную услугу)
4. темы для разговоров со взрослым (бытовые, деловые, личные)
5. стремление ребенка к взаимодействию со взрослым (подходит первым, заводит диалог, просит помочь,зовет в игру)
6. доверие к взрослому (подходит первым, рассказывает секреты, открытая поза)
7. стремление привлечь к себе внимание взрослого (зовет к себе, подходит сам, берет за руку, плачет, кричит)
1. Констатирующий эксперимент.
[/i]
Цель: изучить уровень сформированности навыков общения ребенка 5-го года жизни со взрослым.
Методика 1.«Как следует обратиться?»
Цель: изучить уровень сформированности умения ребенка вежливо обратиться ко взрослому за просьбой.
Необходимый материал: бланк для фиксации результатов
Инструкция:Экспериментатор задает ребенку вопросы и фиксирует результат.
Добрый день, (имя ребенка, ты не мог бы подать мне ручку со стола? (ребенок подает ручку) Спасибо! Ты заметил, как я к тебе обратился? Правильно, сказал «добрый день» и назвал твое имя. А после того, как ты выполнил мою просьбу, что я сказал? Правильно, «спасибо». А как ты думаешь, как следует попросить подать тебе игрушку:
• Незнакомую бабушку? (Здравствуйте, по имени отчеству, поблагодарить, обратиться с вежливым тоном и т. д.)
• Воспитательницу?
• Продавца?
• Маму?
• Няню?
А почему нужно просить именно так?
Методика 2. «Интервью»
Цель: изучить уровень сформированности умения ребенка разрешать конфликтные ситуации со взрослыми.
Необходимый материал: бланк для фиксации результатов.
Инструкция: Экспериментатор представляется телеведущим известного канала и просит ребенка прокомментировать различные ситуации, дать им оценку. После чего по очереди зачитывает ситуации ребенку и задает вопросы:
1. Правильно ли поступил ребенок?
2. Как бы ты поступил, будь ты на его месте?
Ситуация 1. Мальчик отправился в магазин со своей бабушкой. На прилавке он увидел очень красивую машинку, о которой давно мечтал. Бабушка попыталась объяснить ребенку, что сейчас не может купить игрушку, но обязательно сделает это в следующий раз. В результате чего ребенок начал кричать, что она никогда ему ничего не покупает, и что больше он к ней не пойдет.
Ситуация 2. Девочка пришла в гости к своему другу вместе с родителями. Дети так увлеклись новой игрой, что не заметили, как пролетело время. Но вдруг мама говорит, что пора домой. Девочка начинает плакать, стучать ногами и говорить, что никуда не пойдет, пока не доиграет в игру. На уговоры мамы, что уже поздно и другу пора ложиться спать, девочка никак не реагирует.
Ситуация 3.Воспитательница пообещала детям, что после сна они пойдут на прогулку, и там будут рассматривать жучков. Но внезапно начался дождь, и пришлось отменить прогулку. Девочка Маша начала сердиться на воспитательницу, подошла и ударила ее по руке. На вопрос воспитательнице она ответила, что очень хотела посмотреть на жучков. Убеждения воспитательницы, что группа пойдет смотреть на них завтра, не принесли результатов. Маша начала плакать.
2. Формирующий эксперимент
Цель: формировать у детей 5-го года жизни навыки общения со взрослыми в различных видах и формах деятельности.
Задание 1. Игра «Два цветочка»
Цель: формировать у ребенка умение действовать сообща со взрослым.
Необходимый материал. Две одинаковые картинки цветка, один набор фломастеров (6 штук).
Ход игры: Ребенку и взрослому предлагается раскрасить цветок, добавить к нему узоры, но только так, чтобы рисунки получились совершенно одинаковые. Важно предупредить взрослого, чтобы он не стал проявлять активность, а лишь помог ребенку наладить контакт и выполнить задание сообща.
Рефлексия: Получилось ли у вас нарисовать одинаковые рисунки? Как вы смогли договориться?
Задание 2. Игра «Дерево»
Цель: формировать у ребенка навыки совместного действия со взрослым.
Необходимый материал: листок бумаги с изображением дерева, 3 фломастера (красный, голубой, желтый)
Ход игры: Ребенку и взрослому предлагается нарисовать:
• Одно облако.
• Солнышко.
• 5 яблок.
• 3 цветочка.
Важно предупредить взрослого, чтобы он не стал проявлять активность, а лишь помог ребенку наладить контакт и выполнить задание сообща.
Рефлексия: Сложно ли было договориться? Как вам это удалось?