Яна Есина
Особенности нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственность… Понятие это достаточно распространённое, часто встречающееся (особенно относительно воспитания подрастающего поколения). А что оно обозначает? Есть ли единственно правильное определение или для каждого оно своё?
Что такое нравственность, нравственное поведение?
Работая над материалом, я пересмотрела массу литературы, где встретила огромное количество определений этого понятия.
Публикация «Особенности нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
В истории этики и нравственного воспитания выдвигались различные критерии нравственности : одни считали нравственным в поведении то, что даёт удовольствие и позволяет избегать страдания (гедонизм, другие усматривали нравственность в способности приносить счастье людям (эвдемонизм) или пользу отдельным личностям и обществу (утилитаризм).
В русском языке слово «нравственность» появилось в 1789 году. Оно было зафиксировано в «Словаре Российской Академии».
При множестве различных мнений, нужно отметить, что существуют понятия нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.
«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?
И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:
— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».
Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило, которое получило название — Золотое правило нравственности. Звучит он следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Таким образом, можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть, считать поступок безнравственным или нравственным.
На мой взгляд всё очень просто: есть такие общечеловеческие ценности, которые необходимы во все времена и сегодня тоже: чувство долга перед родителями, творение добра, любовь и милосердие…
Так вот - чтобы выбор был сделан в пользу нравственного поведения, мы с вами и трудимся.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - что же это такое?
Это формирование у ребенка самых первых моральных суждений и оценок, формирование в маленьком человеке личности, правильного отношения к сверстникам, природе, животным, всему окружающему миру.
У детей начинают активно формироваться первые элементарные представления о том, что такое плохо, что такое хорошо, навыки поведения, развивается чувство доброты к окружающим.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Родителям (прежде всего родителям, а мы с вами лишь помощники, сотрудники) важно определить ту грань, когда малыш готов осознать свои поступки и чувствовать ответственность. Точной даты не существует. Возможно в 2, 3, 4 года, иногда случается гораздо раньше. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним. Желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Оправдывая не очень достойное поведение своего чада, часто можно услышать от родителей: «Это он в папу пошёл, тот тоже в детстве так себя вёл» или «Это у него от мамы». Хочется вступить в диалог с родителями и разубедить их в этом. Да, ребёнок может унаследовать тип темперамента одного из родителей, но нормы поведения – ни в коем случае! Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.
Детский сад - это вторая семья (подчеркну – вторая! Упоминала выше о роли родителей в воспитании нравственности. И как бы не хотелось многим из них переложить всю ответственность за воспитание на детский сад – первая скрипка их).
Так вот, в детском саду ребёнок окружён вниманием, любовью и заботой. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещения. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.
Часто в саду общение происходит на уровне эмоций, ощущений. И тем не менее должны существовать определё нные правила поведения:
Помни о благодарности – говори «волшебные слова»
При споре договаривайся самостоятельно.
Если игрушка одна – играть по очереди.
Всегда говори правду взрослым и детям – будь честным.
Важно учить детей относиться к общественным игрушкам, как к своей личной вещи. Объясняю: «Всё, что имеется в д/с – игрушки, мебель, посуда – твоё, моё, наше общее принадлежит всем нам. Все это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно».
Только тогда, когда в сознании ребёнка понятия «Я», «Моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше» он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.
Сказать, что правила эти соблюдаются всегда и в любой обстановке - слукавить. Тогда и проблем – никаких. Поэтому и трудимся.
Результат воспитания - малыш начинает действовать так, как считает правильным, соблюдает нормы поведения, а не за похвалу со стороны взрослых.
Главным стержнем, определяющим нравственное воспитание детей дошкольного возраста, является правильное установление гуманных отношений между сверстниками, эмоциональная отзывчивость и опора на собственные чувства.
В детской жизни эмоции играют важную роль, они помогают ребенку реагировать на действительность и формируют собственное отношение к ней. Вместе с ростом и развитием ребенка также развивается и мир его эмоций - становится богаче и разнообразнее.
Воспитание нравственности детей дошкольного возраста учит усвоению языка чувств и эмоций. Они начинают овладевать различными формами выражения собственных переживаний. В этом периоде ребенок учиться контролировать слишком бурное или резкое выражение своих эмоций и чувств.
Ребенок начинает понимать, что собою подразумевает нравственная норма, у него формируется собственное отношение к происходящему.
Благодаря чувствам, любой человек способен испытывать эйфорию, после того, как совершил правильный поступок. Или наоборот, будет испытывать «угрызения совести», совершив осуждаемый обществом поступок. И это было бы идеальным вариантом развития детской личности в аспекте данной темы.