Гульнара Шавалиева
Конспект занятия по экспериментированию «Особенности неживой природы — песок, глина, камень»
▼ Скачать
«Особенности не живой природы – песок, глина, камень»
Экологическое воспитание детей
дошкольного возраста - проведение опытов.
Возраст: средняя группа
Тема: Особенности не живой природы – песок, глина, камень.
Цели:
1) знакомить детей с особенностями не живой природы;
2) расширять знания об окружающем мире, дать новой информации от проводимых опытов;
3) воспитывать наблюдательность, развивать мышление.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Особенности неживой природы — песок, глина, камень“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Оборудование: песок, глина, вода, камни, прозрачная посуда, пенопласт, лупы, земля.
Опыт №1
- Дети, скажите, пожалуйста, что мы оставили на столе в прошлом занятии.
- Камни, песок, глину, землю.
- Какие-нибудь изменения вы видите?
- Они лежат без изменения.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Они не живые.
- А что значит - не живые?
- Они с места не тронулись, не уменьшались, не убавились, не исчезли.
- Мы с вами доказали, что они не живые. А что мы называем живой природой?
- Людей, деревья, растения, животные.
- Правильно. Живая и не живая природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребята посмотрите сюда, кто к нам в гости пришёл.
- Черепаха.
- А черепахи где живут?
- В воде, в песке.
- Правильно. Давайте теперь вместе с черепахой посмотрим свойства не живой природы. Сначала проверим свойства песка. А черепаха пусть наблюдает за нами.
Опыт №2
- Перед нами стоят три прозрачные посуды. Что в них лежит?
- В одной – песок, во второй – глина, в третьей – земля.
- Сейчас в каждую посуду нальём воды. Что произойдёт? (наливают)
- В первой посуде вода стала мутной, потому что через песок вода проходит быстро.
- Где лежала земля, вода почернела, потому что земля пропускает воду.
- Вот наша черепаха узнала о свойствах песка, глины и земли.
Опыт №3
- Ребята, как вы думаете, можно ли из мокрой глины и песка слепить что-нибудь? Давайте попробуем лепить. (дети лепят)
- Какой вывод можно делать?
- Песок не лепится.
- Из песка не получается лепить, потому что он рассыпчатый. А из глины можно лепить всё.
- Правильно говорите. На нашем столе ещё лежат и камни. Камни мы встречаем везде. Скажите мне, какие камни вы знаете?
- Большой, маленький, гладкий, простой, красивый, и т. д.
Опыт №4
- Если мы камень опустим в воду, что произойдёт?
- Камень упадёт на дно посуды, так как он тяжёлый.
- Давайте сейчас это проверим, опустим камень в воду. Что наблюдаем?
- В воде появляются пузырьки, камень опускается на дно.
- Какой вывод сделаем?
- Тяжёлые предметы тонут.
Черепаха:
- Ребята, у меня есть пенопласт. Как вы думаете, если мы опустим в воду пенопласт и камень, что произойдёт?
(опускает в воду пенопласт и камень)
- Камень упал на дно, а пенопласт остался над водой.
- А чём это говорит?
- Пенопласт лёгкий, а лёгкие предметы не тонут в воде.
Опыт №5
- А сейчас проверим разницу между мокрым и сухим камнем. Они отличаются, как вы думаете?
- Взяли лупы и внимательно смотрим камушки. Видите разницу?
- Мокрые камни тёмные, красивые, гладкие, они блестят.
- А сухие камни бледные, не гладкие, не блестят.
- Мы сегодня с вами вместе с черепахой, какую природу наблюдали?
- Не живую природу – песок, глину, землю, камни, пенопласт.
- Проверяли их свойства, отличия.
- Живая природа с не живой природой тесно взаимосвязаны. Без взаимосвязи природа не может существовать. Наша черепаха много узнала о своей среде обитания – о песке, о камнях. Черепаха живёт в песке. Значит ей удобно жить там. У каждого живого существа есть своё место для существования. Поэтому живая и не живая природа взаимосвязаны.
Используемая литература:
1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М:Линка – ПРЕСС,2004.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.
3. Хакимова Г. Экологическое и нравственное воспитание детей. Набережные Челны, 2004.
Подготовила: воспитатель МБДОУ №86 Шавалиева Г. Р.