Мария Шлыгина
Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
Особую сложность представляет для детей усвоение предложных конструкций. Слова, не имеющие предметно-логическое значения, выполняют особую роль. Без знания этих слов дети не могут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью в целом. У детей имеющих такие речевые нарушения как тяжелые нарушения речи различного генеза наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, так как для понимания содержания нужны, прежде всего, определенный лексический запас, знание значения слов, а так же понимание связей между словами. Эти сложности вызваны особыми причинами и требуют для своего устранения специальной помощи, а именно необходима целенаправленная, систематическая работа по их преодолению.
Публикация «Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Специальная работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи. Целью коррекционно-логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Работу по формированию предложно-падежных конструкций следует начинать с развития пространственно-временных отношений.
Основная форма работы - логопедические занятия, проводимые подгрупповым и групповым способом. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей.
Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры, своеобразной физкультминутки. В работе над предложно-падежных конструкциями можно выделить две ступени:
I. Наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.
II. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
При отборе учебного материала для работы со старшими дошкольниками с недоразвитием речи принимается во внимание степень его лексической, морфологической и фонетической трудности. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы. Схемы каждой новой группы предлогов записываются на отдельные карточки и выставляются на наборное полотно. Такая подача материала эффективна при индивидуальных трудностях в обучении.
В каждой группе предлоги. объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению анализу, синтезу, обобщению.
Изучение предлогов имеет важное практическое педагогическое значение, так как недостаточное усвоение предложного управления влияет не только на устную, но и на письменную речь.
Несмотря на огромное количество различной литературы по данной теме, по-прежнему ощущаются трудности в использовании предлога в структуре предложения у детей с нарушениями речи. Система коррекционной работы по изучению предлогов детьми дошкольного возраста является очень важной проблемой на современном этапе логопедической практики.
Список используемой литературы:
1. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина--- М. : Просвещение, 1989---223 с
2. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика [Текст] / Р. М. Фрумкина - М., 2001.