Ольга Ивановна Анашкина
Особенности игровой деятельности в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте
Игра имеет в жизни ребенка огромное значение. "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет" - говорил А. С. Макаренко. В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему работнику и гражданину. В игре ребенок развивается физически, у него развиваются также сообразительность, настойчивость, выдержка, наблюдательность, внимание, находчивость, коллективизм. Все это, конечно, способствует подготовке детей к плодотворной деятельности в будущем и к лучшему выполнению своих обязанностей - учебных, трудовых, общественных - в настоящем. [8, 3]
Публикация «Особенности игровой деятельности в ДО» размещена в разделах
В дошкольной педагогике нужно полнее использовать игры в воспитательных и образовательных целях, стараться, чтобы игра не была бы только забавой. Можно значительно усилить воспитательное и образовательное воздействие игры, если регулярно проводить с детьми игры, которые развивают такие качества, как, например, любознательность, выдержку, способность к быстрой реакции и т. д. Необходимо иметь в виду, что одни и те же игры могут быть использованы для воспитания не только какого-либо одного, но и нескольких качеств.
Другой чрезвычайно важный вопрос - о месте игры в жизни ребенка. Существует немало людей, которые считают, что игра - лишь развлечение, забава. Так ли это? Много трудностей в воспитании детей. А ведь легко с помощью игр сделать детей соучастниками всех воспитательных и образовательных задач. Хорошей игре ребенок отдается весь целиком. В игре он охотно преодолевает трудности, тренируя свои силы, развивая свои способности и умения.
Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Именно она является уникальной социальной практикой ребенка. Детская игра понимается как особое культурное образование, выработанное в обществе в ходе его исторического развития. Этот вид деятельности служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра является принадлежностью дошкольного периода, с другой - элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ. [18, 12]
Игра со сверстниками занимает значительное место в ряду других видов деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие развивающего потенциала возможно лишь при условии полного понимания, как специфических особенностей построения самой игры, так и закономерностей становления ее совместных форм на всем протяжении дошкольного периода.
В современной дошкольной педагогике игра, а также связанные с ней виды деятельности (конструирование, изобразительное искусство, музыка и др.) - наиболее эффективные формы развивающего обучения дошкольников, которые часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. Игра в широком понимании рассматривается как деятельность, мотив которой и развивающий эффект игры заложен в ней самой. Образно-символический характер игры развивает воображение, наглядно-образное и интуитивное мышление. Так же дети учатся оперировать символами, что становится предпосылкой развития логического мышления. Эмоциональная насыщенность и личностный смысл, именно игрового взаимодействия формируют эмоциональное восприятие мира, осознание ребенком себя как индивидуума, определение своего места среди других.
Обычно, ребенок в игре очень активен, он переживает все свои действия. Игровые действия не просто выполняются детьми, они переживаются, всегда эмоционально окрашены. Содержание игры одновременно развивает эмоциональную и познавательную сферы ребенка. Если ребенок вступает во взаимодействие с другими детьми, игра может стимулировать возникновения разных чувств и эмоций: доверия или недоверия, доброжелательности или агрессии, конфликтности. Взаимоотношения, складывающиеся в игре, могут приводить к возникновению новых игровых действий. Игра развивает уверенность в себе, самостоятельность, сохраняет индивидуальность.
В современной практике работы ДОУ имеет место расширенное толкование роли игры в процессе обучения, когда всякое действие детей с игровым материалом, движением, словом называется игрой. Она отождествляется с упражнением, которое часто преобразуется в формальное, скучное и неинтересное для детей действие. Предполагается, что включение в обучение элемента занимательности, воображаемой ситуации, роли, сюжета стимулирует игровые мотивы, обеспечивающие разворачивание деятельности игрового типа. [12, 29]
Игра - основное и любимое занятие детей дошкольного возраста, их работа. Именно в игре часто сложное становится доступным. Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в игровой ситуации детям понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Дети, увлеченные привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечают того, что они учатся, хотя при этом они сталкиваются с затруднениями, которые требуют перестройки их представлений и познавательной деятельности. Как правило, если на занятии дети выполняют задание взрослых, то в игре они решают свои собственные задачи.
Игровые умения приобретаются детьми в совместных играх с педагогом. В какой бы форме педагог ни передавал игровой опыт, он направляет детей:
- на развитие сюжета (перенос действий из одних условий в другие, их планирование и др.);
- на совершенствование способов решения игровых задач (игра с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами и т. д.);
- на формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми.
Наблюдая за играми детей и не оказывая на них давления, педагог внимательно изучает потребности и интересы детей, их представления об окружающем мире, которые затем обязательно учитывает при организации игр-занятий или дидактических игр. Кроме этого, он получает информацию о том, как организованное им обучение влияет на развитие детей, как внешний опыт преобразуется во внутренний. Как правило, дидактические игры и занятия проводятся по подгруппам, состоящим из двух-семи детей, группа делится на такие подгруппы. Педагог объясняет условия и правила игры, раздает материал, затем играют одновременно все подгруппы, а педагог наблюдает за действиями детей и при необходимости вмешивается в ход игры, оказывает детям помощь.
В детских садах накоплен достаточный опыт применения дидактических игр, которые являются главной и незаменимой игровой деятельностью в дошкольном возрасте. Игры, предлагаемые детям, должны быть связаны между собой в каждом из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнять определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая следующая игра, по возможности, должна продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой новой пройденной темы необходимо составлять комплекс игр на отработку полученных знаний, умений и навыков.
Отбирая дидактические игры в соответствии с программным содержанием, педагог должен достаточно четко себе представлять, какие результаты он хочет получить. Используя дидактические игры с целью пробуждения любознательности, педагог намечает основные обучающие задачи, реализует их через игровой замысел, вследствие чего игра приобретает для детей определенный смысл, становится мотивированной деятельностью. Именно игровая задача "держит" на себе всю конструкцию игры: она способствует вовлечению детей в игровую деятельность, создает условия их успешности, благодаря растущему интересу ("Что дальше?").
Дидактические игры организуются четко по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность педагогу выявить их знания, уровень их умственного развития, а также особенности поведения. Дисциплина в игре легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. В дидактической игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами.
Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет свои особенности. В младших группах педагог сам играет с детьми, объясняя им правила игры, сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку и т. д. Более в старших группах дети еще до начала игры должны уяснить ее задачу и правила, а при выполнении от них требуется полная самостоятельность. Для старших дошкольников, во многих дидактических играх, имеются элементы соревнования. Для того чтобы обучение и воспитание детей дошкольного возраста проходило успешно, необходимо создавать соответствующие условия: отводить играм достаточное время, организовывать удобную, спокойную обстановку, подбирать игрушки и материал, обеспечивать всестороннее развитие каждого ребенка.
Цель игровой деятельности, а именно дидактической игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный, т. е. то чему педагог должен научить ребенка, какие способы действия с предметами хочет ему передать;
2) воспитательный, т. е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим детям, которые стоит привить детям.
Во всех случаях дидактическая игра должна иметь: игровой замысел, игровые действия, обучающую задачу, игровой материал, игровые правила.
Благодаря тому, что игровая деятельность является активной и осмысленной для детей деятельностью, в которую они охотно и добровольно включаются, новый опыт, приобретенный в ней, становится их личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях.
В игровой деятельности дошкольников далеко не последнее место занимает дидактическая игра. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия. [4, 20]
В старшем дошкольном возрасте необходимо сделать плавный переход от игровой деятельности к учебной. Решающую роль в этом имеют именно дидактические игры, и они требуют четкой их организации. Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим; определение количества играющих; подготовка дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого педагога; подготовка к игре детей.
Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре; объяснение хода и правил игры; показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею.
Анализ проведенной игры направлен на выявление ее подготовки и проведения.
Изучив особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте, можно с уверенностью утверждать, что, являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития детей. В игре ребенок учится управлять собой.
Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и "детского общества".[20, 8]
список литературы.
1. Гельфан Е. М. и Рябинин Б. С. Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре). М., "Просвещение", 1969. - 103 с.
2. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации/Под ред. Н. В. Ивановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 112 с. (Приложение к журналу "Воспитатель ДОУ"). (5)
3. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с.