ВАЛЕНТИНА ДЕНИСОВА
Особенности гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в кадетской группе
В настоящее время одной из острых актуальных проблем является гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня, к сожалению, приоритет материальных интересов и прагматических ценностей преобладает над духовными и нравственными, наблюдается распространение в общественном сознании равнодушия, пренебрежительного отношения к гражданскому долгу и служению Родине. Наша страна находится на стадии переходного периода. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России ориентированы на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности. Возрождение духовно – нравственного, патриотического воспитания это шаг к возрождению России.
Публикация «Особенности гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в кадетской группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кадеты. Публикации и материалы для кадетских школ
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В последние годы происходит переосмысливание сущности воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все больше общественное значение. Ориентация родителей на духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание – сегодня это социальная потребность нашего общества.
Все начинается с детства, и эта крылатая фраза как нельзя лучше раскрывает суть гражданско - патриотического воспитания. Еще В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Основой воспитания маленького гражданина является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Формирование гражданственности и воспитание патриотизма – это процесс целенаправленного воздействия на личность ребенка, ведущий к возникновению у него основ регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения.
Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, обусловили формирование социального заказа на возрождение кадетского движения и воспитания, основанного на возрождении традиций кадет.
Концепция кадетского воспитания предполагает, что главная цель — дать детям гражданско-патриотическую социализацию, развить устойчивую нравственную позицию, умение отличать добро от зла с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию.
Основы кадетского воспитания могут быть заложены еще в раннем детстве посредством игровой деятельности, именно поэтому в последнее время увеличивается количество кадетских групп в дошкольных образовательных учреждениях. Ведь в этом возрасте дети наиболее восприимчивы, способны сформировать любовь к Родине, Отчизне, своему краю, традициям, обычаям путем различных бесед, экскурсий, военно-патриотических игр. Поэтому именно в этом возрасте и надо начинать работу в этом направлении.
Следует учитывать, что ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально. Поэтому патриотические чувства к родному поселку, городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения и радости. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного процесса воспитания. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к тому, что его окружает.
В чём же заключается (состоит) особенность кадетского воспитания? Кадетское воспитание - новое слово в дошкольной педагогике. Кадетский компонент основан на изучении исторического прошлого малой Родины, страны и является неотъемлемой составляющей духовного богатства человека. Основная задача кадетского воспитания - формировать личность ребёнка - кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества. Кадетское воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Поставленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, в организации различных мероприятиях, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В процессе обучения и воспитания на основе возрождения лучших традиций кадет России у дошкольников закладывается основа для формирования новой модели поведения – гражданина своей страны, патриота малой Родины. Реализация кадетского компонента в дошкольной организации обеспечена особой организацией образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста на основе личностно ориентированных технологий, получением прогнозируемых и диагностируемых результатов. Главной целью этого является высокий уровень мотивации познавательной деятельности, интерес к обучению, положительное психо эмоциональное состояние, формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника.
Поставленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, в проведенных различных мероприятиях, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В процессе обучения и воспитания у дошкольников закладывается основа для формирования новой модели поведения – гражданина своей страны, патриота малой Родины. Образовательная деятельность в кадетской группе имеет приоритетное направление, в процессе которого развиваются конструктивные, исследовательские и творческие способности детей. Воспитание детей осуществляется, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
В рамках ДОУ в кадетских группах успешно реализуется патриотическое воспитание, развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорства в достижении цели, дружелюбия и общительности. Особое внимание уделяется строевой подготовке, требующей от обучающихся упорства и терпения. Также, дети кадетских групп знакомятся со знаменитыми выпускниками кадетских корпусов, изучают этику и эстетику.
Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, обсуждения. Организуется больше общих и совместных мероприятий с родителями и кадетами школьниками, а также групповых мероприятий, экскурсий и походов.
Юные кадеты проходят курс усиленной физической подготовки, где каждое занятие по традиции начинается с марша и выполнения определенных команд. Кадет должен освоить основы светского этикета, поэтому на музыкальных занятиях - обязательное разучивание парных классических танцев: вальс, мазурка, менуэт, полька. Интересен распорядок дня юных кадетов: утреннее построение с докладом педагогу о готовности группы, поднятие флага под гимн России. Компоненты традиций кадет присутствуют в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, со сторонними организациями. Это способствует не только патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, но и всестороннему развитию личности ребенка. Традиции кадетов завораживают и увлекают детей. Воспитанники кадетской группы становятся более организованными, вежливыми, дисциплинированными и ответственными.
Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, чтобы стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Народная истина гласит - «Без прошлого нет будущего». Для того чтобы будущее было светлым и счастливым, мы, взрослые, должны воспитывать и прививать любовь к Родине у наших детей с дошкольного возраста.