Татьяна Макарова
Особенности функционирования общностей в ДОО. Содержание ценностно-смысловых отношений по направлениям воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.
В целях эффективности воспитательной деятельности в МАДОУ организована работа следующих общностей (сообществ) :
Профессиональная общность– это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. (традиционные ценности российского общества: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.
Цель: создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.
Педагоги, а также другие сотрудники МАДОУ:
• - являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
• - мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;
• - поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
• - заботится о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;
• - содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
• - воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
• - учат детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
• - воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
К профессиональным общностям относятся : педагогический совет, творческая группа, методические объединения, рабочие и проектные группы педагогов, психолого-педагогический консилиум.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. (Это система связей и отношений, установившаяся между сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников, направленная на создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания. ФГОС)
Ценности : принятие и уважение.
Цель: формирование единого подхода к воспитанию детей в семье и ДОО.
Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.
Данная общность предполагает партнёрские взаимоотношения.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Важно интегрировать семейное и дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
К профессионально-родительским общностям относятся : родительское собрание, Совет родителей, инициативные группы.
Детско-взрослая общность.
Ценности доверия, дружбы, ответственности и заботы.
Цель: равноправие и партнерство взрослого и ребенка. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Примеры детско-взрослых общностей : тематические акции, совместные праздники и развлечения, семейная гостиная.
Детская общность.
Ценности :
Доброжелательность. Важно развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам.
• Забота об окружающих. Нужно учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу.
• Качества, помогающие влиться в общество сверстников. К ним относятся организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
• Совместная деятельность. Нужно учить детей насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят.
• Чувство ответственности перед группой за своё поведение.
Цели детской общности :
• формирование гуманных взаимоотношений в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.);
• приобщение детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе;
• учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива;
• учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.
Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.
Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.
Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и
поведения:
• педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и
детей первым;
• улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
• педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
• педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
• тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
• уважительное отношение к личности воспитанника;
• умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
• умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
• уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
• умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то
же время не торопиться с выводами о поведении и способностях
воспитанников;
• умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с
детьми;
• умение сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам;
• знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.