Приложение МААМ

Особенности функционирования общностей в ДОО. Содержание ценностно-смысловых отношений по направлениям воспитания

Татьяна Макарова
Особенности функционирования общностей в ДОО. Содержание ценностно-смысловых отношений по направлениям воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности.

В целях эффективности воспитательной деятельности в МАДОУ организована работа следующих общностей (сообществ) :

Профессиональная общность– это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. (традиционные ценности российского общества: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Темочки:

Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Цель: создание условий для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.

Педагоги, а также другие сотрудники МАДОУ:

• - являются примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

• - мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

• - поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

• - заботится о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

• - содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;

• - воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

• - учат детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;

• - воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

К профессиональным общностям относятся : педагогический совет, творческая группа, методические объединения, рабочие и проектные группы педагогов, психолого-педагогический консилиум.

Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. (Это система связей и отношений, установившаяся между сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников, направленная на создание и удержание единого ценностно-смыслового пространства воспитания. ФГОС)

Ценности : принятие и уважение.

Цель: формирование единого подхода к воспитанию детей в семье и ДОО.

Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.

Данная общность предполагает партнёрские взаимоотношения.

Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Важно интегрировать семейное и дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.

К профессионально-родительским общностям относятся : родительское собрание, Совет родителей, инициативные группы.

Детско-взрослая общность.

Ценности доверия, дружбы, ответственности и заботы.

Цель: равноправие и партнерство взрослого и ребенка. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Примеры детско-взрослых общностей : тематические акции, совместные праздники и развлечения, семейная гостиная.

Детская общность.

Ценности :

Доброжелательность. Важно развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам.

• Забота об окружающих. Нужно учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу.

• Качества, помогающие влиться в общество сверстников. К ним относятся организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

• Совместная деятельность. Нужно учить детей насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят.

• Чувство ответственности перед группой за своё поведение.

Цели детской общности :

• формирование гуманных взаимоотношений в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.);

• приобщение детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе;

• учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива;

• учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.

Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Особенности организации и их роль в процессе воспитания детей.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей

Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми.

Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая

составляющая уклада.

Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и

поведения:

• педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и

детей первым;

• улыбка – всегда обязательная часть приветствия;

• педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;

• педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за

поведение детей в детском саду;

• тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;

• уважительное отношение к личности воспитанника;

• умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;

• умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;

• уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

• умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то

же время не торопиться с выводами о поведении и способностях

воспитанников;

• умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с

детьми;

• умение сочетать требовательность с чутким отношением к

воспитанникам;

• знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

• соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Ценностно-ориентированный проект «Маленькая страна под названием Семья»Ценностно-ориентированный проект «Маленькая страна под названием Семья» Тема проекта: «Маленькая страна под названием – Семья!" Актуальность проекта: Актуальность проекта обусловлена необходимостью популяризировать.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности функционирования общностей в ДОО. Содержание ценностно-смысловых отношений по направлениям воспитания
Опубликовано: 8 ноября 2024 в 12:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности функционирования общностей в ДОО. Содержание ценностно-смысловых отношений по направлениям воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Макарова (УИ 95048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД