МААМ-картинки

Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

Динара Иксанова
Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте сотрудничество имеет ряд характеристик и особенностей : единая цель, причем осознаваемая как общая, требующая объединение усилий, отвечающая общим интересам удовлетворяющая индивидуальным потребностям участников деятельности, разделении труда, и на этой основе разделении функций и ролей участников действия; кооперация, то есть интегрирование индивидуальной деятельности в общественную, что является решающим условием всякой совместной деятельности и ее отличительной чертой; возникновение межличностных отношений общественной зависимости, организующихся на основе функционально-ролевых взаимодействиях.

Публикация «Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся сотрудничать, быть вместе в играх, на празднике и так далее, т. е. испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В интереснейшем исследовании Т. А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников, отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защитить свои отношения, друзей и их поступки, результата деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости.

Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3 человека, реже – по двое. Задача педагога – сохранить дружеское объединение, способствовать, чтобы дружба была благоприятна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы и развивать сотрудничество со всеми. Для решения этой задачи воспитатель организует в группе для всех дела. Дружеские объединения детей естественно вливаются в общую деятельность и вместе с этим имеют возможность сохранить себя.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. В дошкольном возрасте впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка с взрослым? Общаясь с взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка – образец, практически, трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении с взрослым. Общение только с взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение с взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении с взрослыми, например, способность придумывать новые игры.

В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу – значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять общие секреты и тайны. В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать, поэтому дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирование сотрудничества.

Применительно к детям дошкольного возраста правильнее говорить о взаимоотношениях, т. е. таких взаимоотношений, которые характеризуются ответственностью, дружбой, взаимопомощью, отзывчивостью, добротой.

На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает. В результате этого к предшкольному возрасту, сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый. В данном возрасте между детьми устанавливается ситуативно-деловая форма общения – сверстник становится предпочитаемым партнером в связи с расцветом ведущей деятельности дошкольников сюжетно-ролевой игры. Основным содержанием потребности в общении становится стремление детей наладить между собой деловое сотрудничество. Значение этой формы общения заключается в развитии самосознания, творческого начала и любознательности ребенка.

Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. В это время продолжается реактивное формирование социального мышления, чувств и поведения. Потребность в общение и взаимодействие с окружающими выражается в следующих показателях:

внимание к другому человеку. Направленное на познание другим его чувств, состояний, действий, намерений.

эмоционально – нравственные проявления по отношению к окружающим, желание осуществлять их поступки, действия с позиции имеющихся у ребенка социально – нравственных представлений. Разнообразные имеющиеся действия (вербальные, практические, экспериментальные и пр., имеющие целью привлечь внимание сверстников или взрослых и вовлечь их в общение и совместную деятельность.

чувства по отношению к партнерам по общению, стремление подружиться и закрепить дружескую атмосферу общения.

Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится он сам. Ребенок проявляет интерес к себе, к своему организму, чувствам, переживаниям. В предшкольном возрасте ребенок много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует развитию познавательного поведения.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основано на принципах гуманности – особая задача в работе педагога.

Формирование отношений между детьми должно строиться на основе взаимных симпатий, привязанностей, умение ощущать поведение сверстников и свое. Усвоенные детьми моральные правила поведения способствуют более глубокому осознанию того, что является положительным и отрицательным во взаимоотношение с окружающими людьми.

При благоприятных условиях воспитания, когда ребенок усваивает моральные нормы поведения, растет желание ребенка почувствовать, утешить, успокоить сверстника. Воспитатель должен поддержать стремление ребенка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь товарищу. Так ребенок начинает занимать жизненную позицию, чувствовать себя членом коллектива, стараться расти так, чтобы его любили и уважали товарищи.

«Программа обучения и воспитания в ДОУ» ставит следующие задачи по воспитанию взаимодействия:

укреплять у детей навыки общественного поведения, первым здороваться, вежливо прощаться, благодарить за помощь и заботу. Формировать умение вести себя организованно в общественных местах; уступать место взрослым, маленьким детям, говорить тихо, не мешать другим;

продолжать развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми вежливо и приветливо разговаривать друг с другом, считаться с мнением других, проявлять отзывчивость. Защищать слабых, помогать друг другу;

воспитывать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;

на примерах формировать моральные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лжи, жестокости, трусости, лени.

Одной из главных задач программы «Детство» является развитие гуманной направленности отношений детей к миру, воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброту к людям.

В программе «Радуга», авторами которой являются Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик и др. говорится, что сотрудничество совершается в процессе игр у детей. Они охотно выполняют правила и требуют этого от других.

Выделяют следующие показатели сотрудничества между детьми :

1. Предпосылки к симпатии, сочувствие и отзывчивость, особо заметно между детьми, но проявляется не в ущерб другим.

2. Интерес детей к деятельности сверстников, желание и умение договориться о совместной игре и роли, считается с интересами товарищей.

3. Проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии совместной деятельности; помощь и взаимопомощь, желание выручить товарища.

4. Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться собственными желаниями в пользу товарища, получая при этом удовольствие; выражение дружеских отношений по собственному побуждению; дружеских отношений не только в присутствие воспитателя, но и без него.

Так в программе «Дружные ребята», авторами которой является Р. С. Буре, важным является создание благоприятных условий для воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений:

1. Создание эмоционального комфорта для каждого ребенка.

2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо уверенней, спокойнее. Он может рассчитывать на поддержку и помощь товарища. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствует возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников.

3. Организация совместной деятельности. Особое значение придается формированию партнерских отношений в процессе совместной деятельности. Проявление инициативы активности, активности в воздействиях на партнеров должно сочетаться с доброжелательным отношением к ним.

Л. И. Божович говорила, что воспитание у детей дружбы необходимо осуществлять как процесс общественной деятельности, имеющую коллективную направленность, так и в плане дифференцированного подхода с учетом разных уровней развития дружеских взаимоотношений.

Дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад с большим желанием объединяются в разной деятельности, прежде всего, в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения: игра широко используется педагогами с целью воспитания у детей дружеских взаимоотношений и чувств.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогами реализовать различные задачи, в частности, нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности, коллективизма. Ориентируясь на эти цели, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой детей, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную, коллективную направленность. Устойчивый характер подобные отношения приобретают на 5 – 7 году жизни, что имеет немаловажное значение для подготовки к школе.

Таким образом, личные взаимоотношения детей опосредованы их совместной деятельностью. Эти взаимоотношения не являются ни познаваемыми, ни неизменными. Их можно изучить объективными методами и изменять путем соответствующей организации совместной деятельности детей. Поэтому для педагога открывается перспектива эффективного и целенаправленного формирования личных взаимоотношений между детьми.

При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что многие ученые, такие как М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Т. А. Репина и др., считают, что старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социально-ценных моделей взаимодействия с взрослыми и сверстниками для развития такого типа взаимодействия, как сотрудничество.

Педагогика сотрудничества ставит образовательное учреждение ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Итак, важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является образование, семья и социальное окружение (среда). На первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении, будущем всей страны.

Человек живет среди людей, и его умение сотрудничать проявляется только во взаимоотношениях с людьми. Этим сотрудничество отличается от других сторон личности. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были полноценные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать отношения сотрудничества между детьми, а в каждом – как качество личности, тем самым ставиться под сомнение процесс социализации личности.

К старшему возрасту у отдельных детей ярко проявляется деловое лидерство (способность инициировать совместные действия со сверстниками). Прослеживаются четкие различия в отношении к взрослому. Если младшие дошкольники чаще обращаются к взрослому при возникновении различного рода конфликтов, то старшие могут самостоятельно разрешить их, а обращение к взрослому связывается с теми или иными познавательными проблемами.

Итак, старший дошкольный возраст рассматривается как первый базовый этап формирования сотрудничества. Но применительно к детям старшего дошкольного возраста, правильно говорить о воспитании взаимоотношений, которые характеризуются ответственностью, инициативой, взаимопомощью. В процессе общения и взаимодействия друг с другом дети с удовольствием учатся договариваться, учитывать интересы партнеров, стараются идти друг другу на встречу и в процессе этого зарождается сотрудничество.

Публикации по теме:

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2021 в 09:46
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД