Елена Беляева
Особенности формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания
Цель: повысить свой профессиональный уровень в условиях ФГОС.
Задачи:
• Изучение учебной и научно – методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
Публикация «Особенности формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность. Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в современной педагогике одной из самых актуальных. Качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.
Очень важным качеством, необходимым для дальнейшей деятельности ребенка, является самостоятельность. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено,что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности. В этом документе определены важные принципы дошкольного образования, формирование субъектности ребенка, как участника образования и образовательных отношений.
Возраст от 3 до 5 лет справедливо называют «младшим дошкольным». К пяти годам у ребенка начинают проявляться черты, свойственные старшему дошкольному возрасту : произвольность психических процессов, познавательная активность и самостоятельность. Эти черты в свою очередь оказывают благотворное влияние на поведение и психику детей в этом возрасте. Самостоятельность — очень важная черта личности человека. Самостоятельность — это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности.
Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства. Центральная характеристика возраста трех лет — кризис трех лет — это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующих возросшим возможностям ребенка этого возраста системы отношений с взрослыми. Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает делать первые попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к самоутверждению. Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все, считая, что они сделают быстрее и лучше. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие.
Самый распространенный пример передачи инициативы –с едой. В год-полтора ребенок проявляет естественный интерес к самостоятельному приему пищи — пытается взять ложку, лезет в тарелку руками, если вы ему ее не даете, и т. д. Практически каждая мама может вспомнить этот момент, но, увы, очень многие этот сигнал игнорируют, а продолжают кормить ребенка самостоятельно. В особо запущенных случаях, когда малыш проявляет излишнюю настойчивость в попытках завладеть ложкой, его нейтрализуют с помощью мультиков или дают в руки какую-нибудь занятную игрушку. В результате вместо того, чтобы стать активным полноправным участником процесса кормления, ребенок только открывает рот.
Из наблюдений и опыта известно, что если пропустить период естественного интереса ребенка к самостоятельному приему пищи, с большой долей вероятности кормить ребенка с ложечки маме придется до трех и более лет. Потому что мама выбрала для себя более удобный вариант в тот момент, когда нужно было передать ребенку инициативу. Для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста важно не упустить этот момент. У ребенка был естественный и полагающийся ему по возрасту интерес, и задача внимательных родителей — его удовлетворить. Так и в других ситуациях, когда ребенок проявляет интерес к самостоятельному выполнению того или иного действия, мы можем и должны передавать ему инициативу, постепенно устраняясь из процесса и позволяя ему делать то, что делать ему уже под силу.
Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении. В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, таким образом заботятся о нём, «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными ему игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы.
Если взрослый, наблюдая за ребенком, видит, что малыш длительное время играет однообразно надо посоветовать ему, как продолжить игру. Этот совет в следующий раз поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры. Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление надо поддерживать и давать малышу доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте и т. д. Так, у ребенка формируется устойчивое желание быть самостоятельным, которое на третьем году перерастает в знаменитое «я сам!». Третий год жизни — период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности. В этом возрасте самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка, совершенствуются навыки самообслуживания.
Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках и постройках задуманное и т. д.) Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры, покормить домашнего питомца и т. д. Для своевременного формирования самостоятельности взрослым надо знакомить ребё нка с их маленькими обязанностями: беречь одежду, игрушки, ухаживать за своим питомцем и т. д. Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Таким образом, выполнение задач нарастающей трудности потребует от ребенка волевых усилий, напряжения, но вместе с тем у него появится интерес, настойчивость в достижении поставленной цели. Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития. Воспитывать самостоятельность надо в той деятельности, которой ребенок уже овладел. В раннем детстве самостоятельность воспитывается в процессе действия с предметами, так как предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребёнка. Дети раннего возраста сами начинают проявлять желание самостоятельно есть, одеваться, так как это связано с удовлетворением насущных потребностей. Однако если детей не обучать действиям и умениям, то ребенок будет не способен проявлять активность. Поэтому воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью.
По мере взросления ребё нка необходимо больше внимания обращать на воспитание у него культурно-гигиенических навыков: умение мыть руки с мылом, чистить зубы, быть аккуратным и т. д. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.
У ребенка навыки в самообслуживании, приобретённые ранее, совершенствуются. Более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть едины в своих требованиях, т. к. разногласия затрудняют процесс воспитания. Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Например, для воспитания у ребенка желания трудиться взрослые должны показывать, как они трудятся сами, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети очень любят наблюдать как, например мама вытирает пыль, готовит пищу и т. д. Наблюдения вызовут потребность подражать. Хорошо, если взрослые создадут условия для более активного участия ребенка в труде. Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения (ребенок начал сам умываться, ему дарят зубную щетку: «Ты научился умываться, почти как большой, теперь можно учиться чистить зубы»). Это вполне допустимый воспитательный прием. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупать труд. Приучая ребенка к труду, необходимо поощрять его успехи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования взрослые должны предъявлять и к себе. Тогда ребенку легче будет понять их необходимость. Приучая ребенка к самообслуживанию и другим видам труда, надо учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на чей-то пример, напомнить, а с другим надо быть более строгим, решительным, выразить свое недовольство, огорчение, настоять на выполнении поручения или просьбы.
Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т. к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Труд дошкольников тесно связан с игрой. В процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия. Приобщить ребёнка к труду можно различными способами. Это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел.
Воспитание у ребенка готовности к труду — одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями. В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша», Сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», и другие, а также народный фольклор.
Важно поддерживать у ребёнка стремление к труду и самостоятельности, не дать угаснуть детскому желанию быть независимым от взрослого. Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки-приложить усилия, заставить себя исправить её.
В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё : удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам. В свою очередь педагог и педагог-психолог должны не только сообщать родителям о том, как ведет, как чувствует себя малыш в детском саду, но и давать рекомендации по воспитанию ребенка, в том числе и о том, как в домашних условиях сформировать у него навыки самообслуживания. Родителям необходимо объяснить на родительском собрании, что воспитание гигиенических навыков и навыков самообслуживания является очень важным процессом для всей дальнейшей жизни ребенка. В этом возрасте необходимо формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, умение подражать действиям взрослых и выполнять простые трудовые поручения, например, вместе с взрослыми ухаживать за растениями и животными. Родителям следует перечислить те действия самообслуживания, которым надо учить ребенка: пить из чашки, пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды, при одевании, раздевании учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Приучать с помощью взрослых мыть руки перед едой, правильно пользоваться полотенцем. Более того, родители должны изменить отношение к раннему возрасту, осознать его как период, в котором закладывается фундамент трудового воспитания.
Может быть также поставлена задача формирования элементарных представлений о труде взрослых. Перед каждым родителем следует поставить вопрос: что же отличает ранний период жизни ребенка в плане развития самостоятельности?
Как приучить ребенка к самостоятельности и не мешать ему делать что-то самому? Здесь, пожалуй, можно дать единственную правильную рекомендацию — позвольте ребенку развивать свою самостоятельность так, как это предусмотрено природой.
Прежде всего, не делайте за него то, что он может сделать сам. Даже если он плохо это сделает, даже если ему будет трудно, — если ребенок способен сделать что-то самостоятельно, мы должны дать ему такую возможность. Этот постулат развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста касается и гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, и творческих занятий, и игр. Конечно, это касается и домашних дел. Если вы доверили малышу перемешать салат, то вы не должны ему помогать, если он это в состоянии сделать сам. Пусть качество перемешивания будет примерно на 30% от вашего, но он сделает это сам, и это будет реальный вклад в развитие его самостоятельности!
В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста вы не должны требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т. д. Ну не может ребенок почистить яйцо, не может разложить красиво и ровно сыр на бутерброды в 10 месяцев, просто потому, что он не может этого сделать! Но к 1,5-2-м годам после регулярных тренировок это уже будет ему доступно. Не может ребенок чисто, качественно почистить ботинки в 1,5 года и т. д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать. Но он может начать это делать. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и вам нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте.
Итак, дети стремятся к самостоятельности.
Для того чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности. Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца, обуви и т. д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Формирование тех или иных навыков всегда начинается с мотивации (зачем нужно что- либо сделать). Затем фиксируется внимание детей на результате деятельности. К выполнению режимного процесса важно привлекать небольшую группу детей, учитывая уровень сформированности их умений. Все действия воспитатель должен выполнять вместе с детьми. Таким образом, дети с помощью взрослого постепенно обучаются последовательности этих действий. При этом нельзя забывать и о том, что труд должен быть интересен малышам, вызывать у них положительные эмоции. Ребенок с большим удовольствием будет мыть руки, если из крана течет теплая вода приятной температуры, лучше намыливать руки, если ему предложить мыло необычной формы, цвета, старательнее вытирать руки, если ему дать красивое, пушистое полотенце, и т. д.
Воспитание у ребенка навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, который требует от педагога много времени и терпения. В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива и родителей.
Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических в младшем дошкольном возрасте, на первом месте стоит прямое обучение-показ, объяснение, напоминание, совместная деятельность с ребенком. В содержание плана входят игровые приемы, дидактические игры, дидактические упражнения, художественные произведения, потешки, сюжетно-ролевые игры, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать воспитанию у них самостоятельности в самообслуживании.
И для достижения высокого уровня сформированности навыков самообслуживания необходимо комплексное использование и разумное сочетание разных педагогических приемов, что будет в значительной мере способствовать развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.
Необходимо помнить, что формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста не следует ограничивать лишь выработкой культурно-гигиенических навыков. Большое влияние на формирование навыков самостоятельности оказывает вся система воспитательно -образовательной работы с детьми.
Самостоятельность детей третьего года жизни тесно связано с содержанием деятельности, в которой она формируется : в режимных процессах формируются навыки самообслуживания; в игре дети самостоятельно воспроизводят два – три жизненных эпизода; на занятиях самостоятельно воплощают замысел в рисунке, постройке; при выполнении поручений проделывают трудовые операции (убирают игрушки, расставляют тарелки с хлебом). Дети проявляют самостоятельность и во взаимоотношениях со сверстниками (инициативно оказывают помощь, проявляют сочувствие).
Вывод
Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослыми в игре, вникая в объяснения, а потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью самостоятельно.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.