Ольга Сиротенко
Особенности формирования речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи как процесс предполагает освоение не столько содержательной, сколько образной, эмоциональной стороны языка. Психолог С. Л. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» выразил следующую точку зрения: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Следовательно, выразительность рассматривалась им как качественная характеристика речи, связанная с проявлением индивидуальных способностей человека. Поэтому, используя разнообразные средства развития выразительности речи детей дошкольного возраста, мы способствуем своевременному интеллектуальному, речевому, литературному и художественному развитию. Изучением вопроса развития речи у детей старшего дошкольного возраста занимались такие исследователи как А. Н. Гвоздев, М. Е. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др. Исследованиями М. Е. Хватцева подтверждается тот факт, что как только ребенок родился, он непроизвольно произносит первые звуки «у-а», «э-э» и т. п. При этом указывается, что данные звуки свидетельствуют о том, что организм ребенка в момент рождения переживает колоссальный стресс, на него в один момент начинают действовать сразу несколько неприятных и непривычных ему раздражителей (холод, голод, неудобное положение тела, боль). Здоровый младенец может кричать не только от какого-либо дискомфорта, в спокойном бодром состоянии ребенок может попросту развивать свои голосовые связки и дыхание, однако этот крик умеренной силы и не напрягает слух. Со второго месяца младенцу свойственно «гукание», он издает невнятные, с кряхтением звуки (например, «гы», «кхы» и т. п.). К третьему месяцу жизни ребенок в спокойном состоянии и хорошем настроении начинает «гулить», произнося звуки наподобие «агу», «бу», а чуть позже и «мам», «амм», «тль», «дль». Исследования доказывают, что в гулении уже можно выделить определенные ясные звуки речи. С возрастом гуление заменяет лепет, который появляется в процессе подражания речи взрослых. Малыш как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-мама, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи. Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях. Многократное повторение звуков для младенца – это своеобразное упражнение для органов речи и слуха, и поэтому с каждым днем все чаще и лучше он произносит знакомые звуки и их сочетания. Так малыш тренируется, подготавливает себя к произнесению звуков будущей речи, начиная постепенно по голосу и ритму слов различать отдельные выразительные оттенки речи окружающих взрослых. Таким образом, устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми. Малыш с каждым днем все чаще прислушивается к речи окружающих его взрослых, начиная понимать часто произносимые обращенные к нему слова, а к концу первого года жизни их произносить. Психологическая особенность звуковых выражений младенца первого года заключается в том, что интонация и ритм произносимой речи, которые сопровождаются звуком, являются первым и основным носителем смысла речи. Только с появлением слова формируется понимание смыслового значения звуков. Через слово ребенок начинает овладевать системой звуков языка, становясь более чутким к речи взрослых, и время от времени, он, руководствуясь то слухом, то артикуляцией, постепенно овладевает звуками языка. Процесс овладения системой звуков довольно длителен. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмикоинтонационная настроенность. Известны случаи, когда ребенок обращает мало внимания на отдельные звуки слова, схватывая лишь его слоговой состав. В данной ситуации произносимые слова довольно близки по слоговому составу к словам взрослых, но отличаются от них по составу звуков. Впервые такое явление исследовал русский психолог И. А. Сикорский. Например, малыш произносит «какой кишку» вместо «закрой крышку», «нанакок» вместо «огонек». Встречаются случаи, когда произносимое ребенком слово не содержит надлежащих согласных звуков. Речь младшего дошкольника отличается выразительностью благодаря своей непосредственности и имеет изобразительный характер. В ней можно проследить итерации (усиливающиеся повторы, восклицательные обороты, нарушение обычного порядка слов. Детям свойственно широкое использование невербальных средств общения. Поэтому можно говорить о том, что выразительность речи младших дошкольников непроизвольна и неосознанна, она представляет собой естественное следствием их собственных переживаний и эмоций. К старшему дошкольному возрасту речь ребенка становится менее эмоциональной и экспрессивной, более осмысленной, сдержанной и регламентированной. Данный период Л. С. Выготский охарактеризовал как «интеллектуализацию аффекта», поясняя, что прежние средства выразительности уже не отображают ту глубину переживаемых детьми чувств, тогда как новые выразительные средства еще ими не освоены. При этом именно в старшем дошкольном возрасте многие дети начинают проявлять интерес к выразительным средствам речи и литературного языка. По утверждению А. М. Леушиной, у детей к пяти годам появляется желание «рассказать красиво», употребляя «взрослые» литературные слова. Ею было подмечено, что в этом возрасте дошкольники начинают замечать литературные средства выразительности, делая первые попытки сознательного их использования в собственной речи. Главной задачей педагога является удовлетворение этой потребности, что способствует развитию у дошкольника выразительной речи через присвоение ему средств выразительности, которые выработались в ходе исторического развития литературной речи. Пятый год можно охарактеризовать тем, что возникает становление всех звуков родного языка. Это связано с тем, что у детей все фонетические дифференцировки окончены и на достаточном уровне развития находится речевой слух. В приоритете находится развитие моторики артикуляционного аппарата. Верное и точное произношение всех звуков располагает к тому, чтобы начать работу по совершенствованию темпа речи и силы голоса. Стоит отметить, что в данный промежуток времени фонематическое восприятие в значительной степени улучшается. Это можно объяснить тем, что ребенок вначале начинает различать согласные и гласные звуки, затем – мягкие и твердые согласные и, наконец, различению поддаются сонорные, шипящие и свистящие звуки. На шестом году ведется работу по совершенствованию артикуляции звуков, различению смешиваемых звуков, имеет свое продолжение развитие восприятия речи; воспитывается звуковая выразительность речи, а именно развивается сила голоса, тембр голоса, темп и ритм речи, мелодика, навыки использования различных видов интонирования. Преимущественно на седьмом году активно развивается фонематическое восприятие и звуковой анализ речи. Проводится работа по воспитанию интонационно-звуковой выразительностью речи и орфоэпически верной речью. Старшие дошкольники в общении с взрослыми и детьми, как правило, используют умеренную громкость голоса, они уже осознали, что важно изменять громкость собственного высказывания, учитывая удаленность от слушателя, а также содержания высказывания. В процессе коммуникации дети способны произвольно в прямой зависимости от содержимого в тексте замедлять или ускорять скорость своей речи. Но в моменты, когда эмоциональный подъем сложно проконтролировать, например, находясь под сильным впечатлением от просмотренного мультфильма, прочитанной книги и т. д., у детей выходит из-под контроля громкость и скорость их речи : они начинают говорить несколько громче и быстрее. Но стоит отметить, что к старшему возрасту не все дети способны овладеть правильным звукопроизношением: у одних выявляют задержки в усвоении звуков, у других отмечают неправильное формирование звуков, например, горловое или одноударное произнесение звука [р], боковое – звуков [ш], [ж] и т. д. Некоторые дети старшего возраста не могут различать на слух и в произношении такие группы звуков, как свистящие и шипящие, реже звуки [л] и [р]. По мнению Гербовой В. В., «в неправильном произношении звуков и нечеткой речи кроется причина, в основу которой входят дефекты в строении речевых органов, а именно подвижность мышц артикуляционного аппарата развита в недостаточной степени. Такие дети должны быть окружены особым вниманием логопеда и воспитателей». Несовершенства произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста нетипичны. Правильно организованная работа по звуковой культуре речи приводит к тому, что старшие дошкольники владеют всеми звуками русского языка. Чаще всего встречаются проблемы с звукопроизношением трудных в артикуляционном отношении звуков (шипящих и [р]). Процесс автоматизации этих звуков даже при условии целенаправленной систематической работы идет медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает. Но у старших дошкольников уже сформировывается способность к самоконтролю. Они начинают замечать несовершенства своей речи и соответственно, проявляют желание в их устранении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи – внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам. В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется произношение, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи, силой голоса, темпом речи и т. п. Педагоги и психологи (Д. Б. Эльконин, А. Н. Гвоздев, Л. С. Выготский и др.) и методисты (О. С. Ушакова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина и др.) в своих исследованиях определили ряд особенностей развития речи старших дошкольников в области звуковой культуры речи при правильно организованной работе в этом направлении: - старшие дошкольники способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируют их в речи, закрепляя их в произношении; - четкая речь – норма в повседневной жизни, а не только на занятиях, для ребенка старшего дошкольного возраста, а не только во время специальных занятий с ним; - у старших дошкольников значительно совершенствуется слуховое восприятие, в достаточной степени развит фонематический слух. Дети проявляют способность различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки; - к старшему дошкольному возрасту дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности (читают стихи грустно, весело, торжественно). Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями; - старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т. д. Они умеют уже пользоваться темпом речи : говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах; - к старшему дошкольному возрасту у детей хорошо развито речевое дыхание: они могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие); - дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.