Пинегина Оксана
Особенности формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста
Формирование осанки является достаточно длительным процессом, который начинается в раннем детстве и заканчивается к 20-25 годам жизни. В процессе роста и развития человека происходят различные морфологические и функциональные изменения. Педагогам необходимо понимание закономерностей формирования осанки у детей, что позволит грамотно и рационально планировать образовательную работу по физическому воспитанию в детском саду, предупреждать нарушения и добиваться максимального оздоровительного эффекта.
Публикация «Особенности формирования осанки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследованию различных аспектов состояния осанки детей дошкольного возраста посвящено большое количество научных работ, таких авторов как: В. К, Велитченко, О. В. Козырева, И. Д. Ловейко, Г. А. Халемский, М. Д. Маханева и др. [16]
Согласно возрастной периодизации по Д. Б. Эльконину период от 3 до 7 лет – это дошкольное детство. В возрастной физической классификации выделяют период от 5 до 7 лет – это старший дошкольный возраст.
Именно в старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения в личностном и психологическом развитии ребенка. Это, так называемый, подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень, характеризующуюся сменой ведущего вида деятельности с игрового на учебный, увеличением самостоятельности и социального окружения. В это же время происходят и серьезные физические изменения, идет функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. Необходимо помочь ребенку войти в новый период, развить у него нужные параметры и характеристики возраста.
Рассмотрим особенности формирования осанки в старшем дошкольном возрасте.
Основными показателями физического развития ребенка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. В старшем дошкольном возрасте продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113-115 см. За два года ребенок вырастает до 15 см. Средний вес 6-7летнего ребенка равен 21-22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,1-2,2 кг. С 6 до 7 лет — на 1,7-1,8 кг [20].
Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат, он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.
В процессе роста у детей происходит также равномерное увеличение размеров тел позвонков и межпозвоночных дисков по направлению от грудного отдела к крестцу, т. е. чем ниже будут расположены позвонки, тем более массивными они становятся. Происходит и физиологическое созревание позвонков, при этом появляются видимые при рентгенологическом исследовании ядра окостенения и закрываются промежуточные зоны роста. В возрасте 5-7 лет происходит закрытие зоны роста в позвонках грудного и поясничного отделов [16].
Формирование позвоночных изгибов начинается в течение первого года жизни, и как раз к 5-7 годам они становятся четко выраженными. Но выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота в детском возрасте – это явление нормальное. Плоский живот у детей бывает редко. Также следует отметить, что естественные изгибы его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости легко подвергаются деформациям, которые могут затем закрепиться, образовать неправильную осанку.
В костной системе в старшем дошкольном возрасте происходит замена соединительных и хрящевых элементов позвонков на костную ткань. В этот период нефизиологичные позы, чрезмерные перегрузки при выполнении физических упражнений или бытовой деятельности могут вызвать резкие нарушения осанки вследствие неправильного перераспределения тонуса мышечно-связочного аппарата.
Связки старших дошкольников отличаются высокой эластичностью и растяжимостью. Эластичность межпозвонковых дисков обуславливает высокую подвижность позвоночника у ребенка, а в патологических условиях становится причиной его функциональной нестабильности.
Изменение осанки в процессе роста связано и со смещением общего центра тяжести в борьбе с гравитацией. При этом происходит активное совершенствование двигательной деятельности ребенка через становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень регуляций в организме в плане взаимодействия мышц [16].
Итак, в целом в старшем дошкольном возрасте параллельно с общим ростом и созреванием организма, позвоночник начинает менять свою форму, приобретая физиологические искривления и индивидуальные особенности.
Правильная осанка в старшем дошкольном возрасте соответствует следующим характеристикам:
- голова немного наклонена вперед;
- плечевой пояс незначительно смещен вперед, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль);
- лопатка слегка выступают;
- линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см;
- физиологические изгибы позвоночника выражены слабо;
- угол наклона таза невелик и составляет 22-25С для мальчиков и девочек [3].
В старшем дошкольном возрасте в значительной степени увеличивается объем активных движений. Скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими. Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения. Также возрастает координация, ловкость и точность движений, которые становятся легкими, точными, плавными, четкими и красивыми [3].
При этом увеличивающиеся физические нагрузки опережают рост скелета и мышечной массы. Очевидно, что осанка у старшего дошкольника носит неустойчивый характер, она легко может изменяться под действием как положительных, так и отрицательных факторов. Неустойчивость осанки вызывается и неравномерным развитием костной и мышечной ткани. С физиологической позиции возникновение дефектов осанки у детей обусловлено и недостаточно совершенной координацией взаимоотношений между регулирующими центрами и периферией, а также несовершенными двигательными навыками [3].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что данный возрастной период является наиболее критичным для возникновения нарушений осанки. В связи с этим, одной из наиболее важных задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является задача по формированию правильной осанки и предупреждению деформаций опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, рассмотренные особенности развития опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста будут в значительной степени определять специфику их физического воспитания.