МААМ-картинки

Особенности формирования картины мира у детей дошкольного возраста (2 фото)

Алексей Дудко
Особенности формирования картины мира у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

В статье рассматривается проблема формирования картины мира, ее значение и роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Представлено экспериментальное исследование представлений о мире у детей старшего дошкольного возраста. Выявлена взаимосвязь интел- лектуального развития детей и особенностей формирования картины мира.

Ключевые слова: картина мира, интеллектуальное развитие, дошкольники.

Одной из основных задач в современном дошкольном образовании является процесс формирования

Публикация «Особенности формирования картины мира у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

мировоззрения и целостной картины мира ребенка, который начинается уже в дошкольном возрасте. С самого рождения ребёнок начинает познавать мир, формируя в сознании свое собственное представление о мире, совершенствуя его в процессе развития [4]. В связи с этим необходимо не только теоретически изучать, но и экспериментально исследовать этот процесс.

Картина мира – это психологическая реальность, которая образуется благодаря взаимодействию человека с миром. У каждого человека есть своя определённая картина мира, которая включает в себя систему представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в этом мире, о временной и пространственной последовательности событий, их причинах [2], [3]. Таким образом, картина мира, формирующаяся у ребенка, представляет собой целостную систему его представлений о мире, других людях,

окружающей среде, о себе и своей жизни в обществе. Картина мира детей становится главным фактором развития их личности.

Поскольку в формировании картины мира участвует вся психика ребенка в целом, все психические процессы, необходимо рассмотреть их роль, определить степень участия каждого из них в создании целостного представления ребенка о мире. Прежде всего, мы обратили внимание на интеллектуальные процессы, поскольку они обеспечивают развитие познавательной деятельности ребенка, который активно овладевает внутренним миром своего «Я», усваивает знания о мире, что формирует у него личностное отношение к миру и самому себе. С исследованием роди интеллекта в формировании картины мира детей дошкольного возраста и связана основная цель нашего исследования.

Цель исследования - выявить особенности формирования картины мира у детей старшего дошкольного возраста лет.

В качестве экспериментальной гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование картины мира у детей дошкольного возраста связано с их интеллектуальным развитием.

Задачи исследования: провести анализ теоретических работ по проблеме исследования; провести экспериментальное эмпирическое исследование по выявлению представлений о мире испытуемых; выявить взаимосвязь интеллектуального развития и содержания картины мира у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы: В эмпирическом исследовании участвовали 14 детей от 5 до 6,5 лет, из которых 6 девочек и 8 мальчиков. Использовались следующие методы: диагностика, эксперимент, анализ, сравнительный анализ, статистическая обработка результатов. Методики: экспериментальная методика «Мой мир», тест Дж. Равена, ассоциативный эксперимент.

Результаты исследования.

Прежде всего, нами были получены результаты исследования невербального интеллекта дошкольников по трем сериям заданий. Далее был проведен эксперимент, который предусматривал беседу с ребенком, включение его в экспериментальную ситуацию, рассказа и рисунка. Как отмечают исследователи, подобные экспериментальные методы являются наиболее адекватными для исследования картины мира дошкольников [1].

Результаты, полученные по экспериментальной методике «Мой мир» выявили образное представление детей о мире. Наша задача заключалась в том, чтобы увлечь ребёнка рассказом о космосе. Мы рассуждали с ним о том, есть ли внеземная форма жизни или нет. Если ребёнок говорил, что инопланетян не существует, мы предлагали ему пофантазировать и представить, что как будто они есть. После того как ребёнок целиком и

полностью был увлечён тематикой космоса, ему предлагалось сочинить рассказ о том, как он представляет окружающий мир, и что он рассказал бы инопланетянину о нем. Рассказ ребенка фиксировался. После того как рассказ был готов, мы предлагали дошкольнику нарисовать «открытку на память» для инопланетянина, которую он мог бы забрать собой и показать своим друзьям на далекой планете.

Далее проводился количественный и качественный анализ рассказов и рисунков. Количественный анализ заключался в определении объема текста ребёнка по количеству слов. Среднее количество слов в рас- сказ ах детей варьировало от 25 до 117. Представим пример самого объемного рас- сказа мальчика 6 лет.

Есть тут моря, в море живут акулы, киты и дельфины, и касатки. Север есть. На севере живут белые медведи, северные чайки. Антарктида. Там живут пингвины, тюлени. Северная Америка. В ней живут яки, там живут леопарды и там есть статуя Америка. Там в хоккей играют, и там растут лимоны, и там живут волки, там живут совы. Есть Южная Америка. Там растут кактусы, и там живут попугаи, и ещё там живут змеи, птицы с длинным клювом. Там растут пальмы, виноград растёт. Африка. Там живут львы. В Африке растут кактусы, деревья и пальмы, и в Африке живут обезьяны, жирафы, страусы, носороги, фламинго, крокодилы. Австралия. Там растут кактусы, и там живут коалы, живут кенгуру, и Австралии есть такой зверь, он похож на чудище морское.

Качественный анализ заключался в том, чтобы определить, о чем именно рассказывали дети. Как мы можем видеть на рис. 1, большинство детей отдают предпочтение в своих рассказах событиям, которые с ними происходят.

Особенности формирования картины мира у детей дошкольного возраста

Поскольку рассказ не может в достаточной мере охватить все сферы представлений, которые сформированы у дошкольника, мы проанализировали рисунки детей о мире.

Рисунок — это наиболее эффективное средство исследования картины мира. В

рисунке можно передать и знаково, и символически картину мира.

Это своего рода, план, эскиз, набросанный схематично. Так же как и рассказы, рисунки были разделены на категории в соответствии с их содержанием (рис. 2).

Фото №1 В статье рассматривается проблема формирования картины мира ее значение и роль в развитии ребёнка дошкольного возраста

Когда ребёнок рисует мир, который он себе представляет, он обычно изображает главные значимые объекты символично. Здесь представления о мире изучаются опосредованно, с помощью анализа изображений.

Ещё одной, не менее важной методикой в понимании картины мира ребёнка, служит ассоциативный эксперимент. Список ассоциаций представляет собой название объектов, которые окружают ребёнка в предметном и социальном мире.

Дошкольникам предъявляется спи- сок 23 слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Анализ ответов ассоциативного эксперимента выявил, что дети дали больше эмоционально нейтральных ассоциаций, чем эмоционально окрашенных, что позволило сделать предварительное заключение о том, что познавательный компонент формирования картины мира носит у данной группы детей эмоционально нейтральный характер.

Для того, чтобы установить наличие взаимосвязей между уровнем невербального интеллекта и количественными показателями проведенных методик по исследованию картины мира, проводился корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

Значимые корреляции обнаружились только по отношению к серии АВ которая говорит о способности ребёнка соединять отдельные части в единое целое. Это свидетельствует о том, что гипотеза исследования подтвердилась по отношению к данной интеллектуальной способности, а

следовательно, уровень интеллектуального развития ребенка оказывает влияние на формирование целостной картины мира.

Заключение и выводы:

1. Экспериментальная гипотеза о том, что картина мира формируется в зависимости от уровня невербального интеллекта частично подтвердилась: на формирование картины мира влияет интеллектуальные способности ребёнка представлять и дополнять фигуры до целого, что способствует созданию целостной картины мира.

2. У высокоинтеллектуальных детей, по сравнению с детьми с пониженными интеллектуальными способностями, объем рассказа больше и более содержательные рисунки.

3. Врисункахдетейомирепреобладают общие для детских рисунков элементы.

4. В рассказах детей преобладают описания событий, природы и людей.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты работы можно использовать в работе психологов и воспитателей ДОО по освоению детьми основной образовательной программы, в планировании развивающей работы с дошкольниками.

Список литературы

1. Зеленкова Т. В. Дифференциальные словари как средство исследования индивидуаль- ных различий языковой модели мира ребенка // Международная юбилейная конференция "Б. М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова" – М. : Издательство «Перо», 2017. – С. 139-144.

2. Зеленкова Т. В. Образ мира в контексте позитивного постмодернизма // Новые тен- денции и перспективы психологической науки / Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 640 с. – С. 170-195.

3. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения в 2-х т. Т. II. – М. : Педагогика, 1983. – С. 251-261.

4. Шелестова Л. В. Специфика использования методов изучения картины мира у детей старшего дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – No 2. – Т. 2. – С. 90-94.

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности формирования картины мира у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2023 в 20:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования картины мира у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алексей Дудко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД