Лучший педагог года

Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе

Татьяна Новгородцева
Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе

Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе

В числе задач, поставленных перед начальной школой, указана необходимость формирования у младших школьников наряду с навыками чтения, счёта основательных навыков письма.

Вопрос о том, как эффективно формировать у детей каллиграфические навыки письма, приобрел особенную актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Во-первых, между подлинной грамотностью и каллиграфией письма прослеживается тесная связь. Во-вторых, выработка красивого почерка, помимо достижения чисто учебных целей, может стать надёжным средством воспитания и развития детей. Это происходит, если каждодневно, неназойливо подводить детей к убеждению, что каллиграфически правильные написания – это постоянная мысль о других людях, о тех, кто будет читать написанное учеником; это активная форма тренировки глазомера, столь необходимого в жизни и в любом виде деятельности; это, наконец, реальное средство развития води, внимания, самодисциплины. В- третьих, каллиграфическое, правильное письмо содействует нравственному, этическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Умение чисто, точно, аккуратно выполнять письменную работу – это одно из правил каллиграфии.

Проблема красивого почерка стоит в центре работы учителя начальных классов. Следует подчеркнуть, что в сложном деле обучения письму нужны большая настойчивость и требовательность учителя, сознательное стремление учащихся добиться высокого качества письменной речи.

Выбор методов зависит от возраста, подготовки детей, содержания занятия и цели, которую ставит учитель на данном уроке. От того, какие навыки педагог заложил в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся.

Какова же специфика формирования каллиграфии письма в 1 классе? Большое значение имеет строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, а именно: освещение классной комнаты, соответствующая школьная мебель. Также в оборудование уроков письма обязательно должны входить таблицы «Сиди правильно при письме», «Пиши красиво», демонстрационные карточки – образцы написания отбельных букв, их соединений. Точнее воспроизведение знака возможно только в случае, если полным и точным было восприятие и запоминание образца.

При воспроизведении формы буквы могут оказать помощь «Прописи» и образцы букв, их соединений, написанные в начале строки рукой учителя.

Также можно использовать индивидуальные карточки из прозрачной бумаги, на которых изображены рукописные буквы алфавита в строгом соответствии с графической сеткой. Это пособие позволяет учащимся самим контролировать своё письмо путём накладывания прозрачной бумаги на написанное. Сравнивая формы буквы на образце и написании, ученику удается легко обнаружить недочёты, погрешности своего письма.

Как мы видим, одним из главных направлений в работе над каллиграфией письма в 1 классе является работа над формой букв.

В восприятии формы букв можно выделить три момента:

А) зрительное восприятие общего начертания букв;

Б) выделение в букве основных, составляющих её элементов;

В) воспроизведение буквы детьми.

Учащийся должен соблюдать ряд правил:

• правильно сидеть за партой;

• соответственно располагать тетрадь;

• правильно держать ручку, видя образец и приступая к письму.

У младших школьников недостаточно развита кисть руки. Требуемые мелкие движения пальцам не под силу. И здесь необходимы специальные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев и глазомера. В занимательной форме дети готовят руку к письму. Можно использовать упражнения имитационного характера: «Курочка пьёт воду», «Красим забор», «Сматываем клубок», «Играющая морская волна» и т. д.

Развитию мелкой мускулатуры кистей рук способствует массаж для пальцев, который выполняется под считалочку. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д до больших пальцев под счёт.

Но письму на начальной стадии обучения предшествует рисование, соединение со штриховкой. Для штриховки фигур необходимо подготовить раздаточный материал с контурами простейших фигур.

Упражнения по чистописанию не должны быть однообразными. Чтобы повысить интерес детей к качеству своего письма, следует разнообразить приемы обучения, усложнять задачи каждого занятия.

Существует общепринятые, традиционные способы обучения письму. Возможны эксперименты, пробные варианты. У каждого учителя своя методика, свой стиль, свой почерк. Но при разных подходах к разрешению данной проблемы неизменным является создание устойчивого интереса у учащихся к овладению каллиграфией письма. Ученик не должен потерять внутренний ориентир, уверенность в своих силах, а желание писать красиво должно быть непринуждённым.

Раскованность, игра улыбка – всё это приметы счастья ученичества, ведь счастье это – не в покорном впитывании знаний, а в свободном добывании, в активной, творческой работе с ними.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе
Опубликовано: 24 июля 2024 в 11:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Новгородцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД