Татьяна Новгородцева
Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе
В числе задач, поставленных перед начальной школой, указана необходимость формирования у младших школьников наряду с навыками чтения, счёта основательных навыков письма.
Публикация «Особенности формирования каллиграфических навыков письма в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Вопрос о том, как эффективно формировать у детей каллиграфические навыки письма, приобрел особенную актуальность. И это понятно: там, где сформирован каллиграфический навык, обнаруживается и достаточно высокий уровень грамотности. Во-первых, между подлинной грамотностью и каллиграфией письма прослеживается тесная связь. Во-вторых, выработка красивого почерка, помимо достижения чисто учебных целей, может стать надёжным средством воспитания и развития детей. Это происходит, если каждодневно, неназойливо подводить детей к убеждению, что каллиграфически правильные написания – это постоянная мысль о других людях, о тех, кто будет читать написанное учеником; это активная форма тренировки глазомера, столь необходимого в жизни и в любом виде деятельности; это, наконец, реальное средство развития води, внимания, самодисциплины. В- третьих, каллиграфическое, правильное письмо содействует нравственному, этическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Умение чисто, точно, аккуратно выполнять письменную работу – это одно из правил каллиграфии.
Проблема красивого почерка стоит в центре работы учителя начальных классов. Следует подчеркнуть, что в сложном деле обучения письму нужны большая настойчивость и требовательность учителя, сознательное стремление учащихся добиться высокого качества письменной речи.
Выбор методов зависит от возраста, подготовки детей, содержания занятия и цели, которую ставит учитель на данном уроке. От того, какие навыки педагог заложил в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся.
Какова же специфика формирования каллиграфии письма в 1 классе? Большое значение имеет строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, а именно: освещение классной комнаты, соответствующая школьная мебель. Также в оборудование уроков письма обязательно должны входить таблицы «Сиди правильно при письме», «Пиши красиво», демонстрационные карточки – образцы написания отбельных букв, их соединений. Точнее воспроизведение знака возможно только в случае, если полным и точным было восприятие и запоминание образца.
При воспроизведении формы буквы могут оказать помощь «Прописи» и образцы букв, их соединений, написанные в начале строки рукой учителя.
Также можно использовать индивидуальные карточки из прозрачной бумаги, на которых изображены рукописные буквы алфавита в строгом соответствии с графической сеткой. Это пособие позволяет учащимся самим контролировать своё письмо путём накладывания прозрачной бумаги на написанное. Сравнивая формы буквы на образце и написании, ученику удается легко обнаружить недочёты, погрешности своего письма.
Как мы видим, одним из главных направлений в работе над каллиграфией письма в 1 классе является работа над формой букв.
В восприятии формы букв можно выделить три момента:
А) зрительное восприятие общего начертания букв;
Б) выделение в букве основных, составляющих её элементов;
В) воспроизведение буквы детьми.
Учащийся должен соблюдать ряд правил:
• правильно сидеть за партой;
• соответственно располагать тетрадь;
• правильно держать ручку, видя образец и приступая к письму.
У младших школьников недостаточно развита кисть руки. Требуемые мелкие движения пальцам не под силу. И здесь необходимы специальные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев и глазомера. В занимательной форме дети готовят руку к письму. Можно использовать упражнения имитационного характера: «Курочка пьёт воду», «Красим забор», «Сматываем клубок», «Играющая морская волна» и т. д.
Развитию мелкой мускулатуры кистей рук способствует массаж для пальцев, который выполняется под считалочку. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д до больших пальцев под счёт.
Но письму на начальной стадии обучения предшествует рисование, соединение со штриховкой. Для штриховки фигур необходимо подготовить раздаточный материал с контурами простейших фигур.
Упражнения по чистописанию не должны быть однообразными. Чтобы повысить интерес детей к качеству своего письма, следует разнообразить приемы обучения, усложнять задачи каждого занятия.
Существует общепринятые, традиционные способы обучения письму. Возможны эксперименты, пробные варианты. У каждого учителя своя методика, свой стиль, свой почерк. Но при разных подходах к разрешению данной проблемы неизменным является создание устойчивого интереса у учащихся к овладению каллиграфией письма. Ученик не должен потерять внутренний ориентир, уверенность в своих силах, а желание писать красиво должно быть непринуждённым.
Раскованность, игра улыбка – всё это приметы счастья ученичества, ведь счастье это – не в покорном впитывании знаний, а в свободном добывании, в активной, творческой работе с ними.