Людмила Щербакова
Особенности физическое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Публикация «Особенности физическое воспитание детей в ДОУ» размещена в разделах
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как у них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Физическое воспитание детей имеет огромное значение для будущего всего общества. Цель физического воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольном учреждении занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка, особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте, создать все условия для нормального физического развития детей. Анализ организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста, методические рекомендации по проведению физических занятий с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений.
Всё выше изложенное определило тему настоящего исследования "Методика физического воспитания детей дошкольного возраста".
Таким образом, данная аттестационная работа содержит введение, 3 раздела основной части, подразделы, заключение и список использованной литературы.
Цель работы - изучить методику физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи работы:
- рассмотреть организацию условий физического воспитания детей дошкольного возраста;
- выявить проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- проанализировать аспект сохранения здоровья детей в условиях физического воспитания.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методика проведения занятий по физической культуре у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - предполагается, что процесс физического воспитания детей дошкольного возраста будет протекать более эффективно, если будут учитываться возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка, особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте, будут созданы все условия для нормального физического развития детей, будет применяться педагогический контроль за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений.
В настоящее время в ДОО физическое воспитание и развитие детей осуществляется с учетом комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения.
Обеспечивается создание хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программы, используемой в дошкольном учреждении.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры в этом детском саду обеспечивается коллективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей (таблица 2).
Вся работа по физической культуре преобразована в систему. Инструктором по физической культуре, методистом, старшей медицинской сестрой, врачом педиатром, заведующей ДОО, воспитателями.
Задачи инструктора по физической культуре (согласно годовому плану) :
- формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
- организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- совершенствовать свои знания, применяя в работе нетрадиционные методы и формы;
- воспитывать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Программа ДОО предусматривает ежедневное проведение
- занятий (традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тренировочные, комплексные, интегрированные, оздоровительные). Учебная нагрузка дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются элементы релаксации, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательные упражнения.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику с элементами ритмики (комплексы гимнастики были разработаны для групп всех возрастов по 2 комплекса на месяц с сентября по май учебного года инструктором по физкультуре). - физкультурно-массовые мероприятия, такие как физкультурные досуги, соревнования, праздники физической культуры.
Регулярно проводятся «Дни здоровья», «Недели здоровья». В эти дни особое внимание уделяется играм детей, увеличению пребывания детей на свежем воздухе, досугам и развлечениям, с положительной, радостной атмосферой в группах.
Физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы между занятиями, игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика после сна, комплексы закаливания (разработаны воспитателями групп по 2 на месяц в течение учебного года);
Обеспечение санитарно-гигиенического ухода - проветривание групп, влажная уборка, проведение закаливающих мероприятий – облегченная одежда (при соответствующей температуре, одежда детей соответственно сезону, мытье рук прохладной водой по локоть, широкое пользование воздухом, солнцем, водой; организация самомассажа; организация режима дня; обеспечение двигательной активности ребенка, наличие в детских учреждениях специальных пособий, формирование у них представления о сохранении и укреплении здоровья. Профилактическая работа в детском саду проводится с применением комплекса закаливающих мероприятий:
Проведены консультации для педагогов и родителей, которые представлены в уголках для родителей, ведётся просветительскую, консультативную работу, как с педагогами ДОО («Школу передового опыта работы», с родителями воспитанников ДОО (выступление на родительских собраниях «Родительский всеобуч», консультации по текущим вопросам).
Следует отметить, что достичь положительных динамических результатов в физическом развитии воспитанников ДОО не удалось бы без организации соответствующей развивающей среды. Наличие нового физкультурного зала, достаточность и разнообразие физкультурно-спортивного оборудования, эффективность его размещения. Для решения задач связанных с эмоциональным компонентом во время проведения учебных и внеучебных форм работы по физическому воспитанию необходимо применение музыкального сопровождения (в физкультурном зале имеется магнитофон, для озвучивания занятий и утренней гимнастики с элементами ритмики).
Планирует мероприятия по физической культуре на основе данных диагностики физического развития детей (Приложение 4).
Анализ диагностических данных показывает, что прослеживается положительная динамика. Это говорит о хорошем уровне преподавания.
Наше дошкольное учреждение организовало разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовало комплекс воспитательно - образовательных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастам.
Медицинское сопровождение образовательного процесса способствует выполнению социального заказа родительской общественности на оздоровление детей дошкольного возраста. Медицинское обслуживание детей осуществляется медсестрой ДОУ.
Оздоровление детей, развитие физических качеств – целенаправленная, систематически запланированная работа всего коллектива, который находится в постоянном творческом поиске, понимая, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной аттестационной работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть организацию условий физического воспитания детей дошкольного возраста; выявить проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста; проанализировать аспект сохранения здоровья детей в условиях физического воспитания.
Выяснила, что в соответствии с особенностями современного общества целью физического воспитания в дошкольном учреждении является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
При этом целенаправленно следует вести работу с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Занятия по физической культуре, следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволят ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.
Забота о физическом воспитании ребенка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создания оптимальных гигиенические условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качества детского организма, профилактике различных заболеваний.
В данной аттестационной работе были рассмотрены определения понятий «физическое воспитание», «физическая культура», возрастные анатомо-физиологические особенности развития дошкольников, цель и задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, особенности методики развития детей в дошкольном возрасте, методы, приемы, формы и средства детей дошкольного возраста, формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста, средства физического воспитания детей дошкольного возраста, приемы и методы физического воспитания детей дошкольного возраста. Приведены данные об организации и проведении физкультурного воспитания на базе конкретного детского сада.
Таким образом, физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей.
Проведенные исследования в области совершенствования физического воспитания позволили сделать нам следующие выводы.
Мощным оздоровительным средством для детей дошкольного возраста является рационально организованная активность.
Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию.
Таким образом, сопоставляя показатели физического воспитания детей с началом учебного года и концом первого полугодия, наблюдается следующая динамика:
Данные показатели говорят об эффективности методики физического воспитания в МБДОУ детский сад №22 ст. Ярославской, Мостовский район, Краснодарский край.