Маркова Ольга Анатольевна
Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.
В логопедии выделяют следующие виды ТНР:
Публикация «Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи и логопедической работы с ними в младшем школьном возрасте» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте
АФАЗИЯ – это полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи, возникающая при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных инсультов, травм, опухолей, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы
РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения
ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
2. Дети с ТНР имеют следующие психолого-педагогические особенности :
- недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление)
- недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению
- внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность
- быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста
- нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками
- двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.
3. В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности :
- тяжелые нарушения общей разборчивости речи
- медленный темп оречевления
- ограниченный лексический запас
- несформированность процессов словообразования и словоизменения
- стойкие аграмматизмы
- несформированность навыков связного высказывания
- стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок)
4. Основным условием реализации адаптированной рабочей программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (программы 5.1.) является необходимость постоянного сопровождения учителя-логопеда. С 1 класса до окончания начальной школы. Необходимость дальнейшего сопровождения определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).
Работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи включает в себя :
-коррекцию звукопроизношения
-развитие фонематического восприятия
-развитие звуко-слоговой структуры слова
-развитие лексико-грамматического строя речи
-развитие связной речи
-помощь в овладении письмом и чтением.
5. Какие перспективы в обучении ждут детей с ТНР?
Более благополучно будут обстоять у них дела с точными науками. Страдать будут языковые предметы. Огромную сложность для детей с ТНР будут представлять запись под диктовку, написание изложений, а впоследствии, сочинений, т. к. нарушение их речи комплексное, то есть затрагивает все стороны речи – от звука, слога и слова до фразы и текста.
Но, как было сказано ранее, если в этом будет острая необходимость, то по решению психолого-медико-педагогической комиссии сопровождение этих детей учителем -логопедом будет продлено.