Елена Царева
Работа по формированию у младших школьников основ жизнеобеспечения
▼ Скачать + Заказать документы
Основы жизнеобеспечения
Целью моего воспитательного процесса является формирование и систематизация представлений детей младшего школьного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Задачи в работе с детьми
*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
*расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
Публикация «Работа по формированию у младших школьников основ жизнеобеспечения » размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице: дороге, транспорте;
*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе.
Содержание
Работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:
• Ребёнок и его здоровье;
• Ребёнок и другие люди;
• Ребёнок дома;
• Ребёнок и природа;
• Ребёнок на улицах города;
• Правила пожарной безопасности;
• Правила дорожного движения;
• Правила поведения в общественных местах.
.
При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:
1. Организационная форма.
а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, конкурсы.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
3. Самостоятельная деятельность.
а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий, видео просмотр; детская продуктивная деятельность (свободное рисование, поделки из различных материалов, аппликация).
Данный материал был отобран с учётом возрастных особенностей детей. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно.
На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения у детей на начало учебного года.
На 2 этапе я вводила правила в жизнь детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала детей в умении применять эти правила.
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями.
Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
1) предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
2) предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
3) предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты).
Я начала работу с первой группы предметов, беседы о том, что такое опасность и безопасность. Провела игру «Найди 10 признаков опасных ситуаций». Таким образом, мы сделали вывод: что опасность – это вредные факторы, угрожающие здоровью жизни человека, а безопасность – это состояние защищенности человека от воздействия неблагоприятных факторов.
После такой беседы, я познакомила детей со службами защиты населения: это пожарная охрана – 01, полиция – 02, скорая медицинская помощь – 03, аварийная служба газового хозяйства – 04.
Еще есть министерство по чрезвычайным ситуациям МЧС, где созданы спасательные отряды, которые оказывают помощь пострадавшим. Для этого у них есть специальная техника.
Провела беседу – рассуждение на тему «Опасность – электричество».
Изучили с детьми правила обращения с электрическими приборами.
Нельзя:
• включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.
• трогать провода и электроприборы мокрыми руками – может очень сильно ударить током;
• если от телевизора или пылесоса пахнет горелой резиной, надо чтобы взрослые немедленно вынули вилку из розетки. Даже не пробуй сделать это сам.
• если задымился какой-то провод, вдруг проскочила искра, когда мы нажали на выключатель или вставили вилку в электрическую розетку, обязательно сообщи взрослым.
• уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы, и постоянно напоминай об этом взрослым.
• нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
• нельзя вставлять никакие предметы в розетку.
• ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
Занятие «Опасность – газ». Показываю детям иллюстрации и объясняю следующие правила:
• самостоятельно не включай газовую плиту. Пусть за огнем следят взрослые, они лучше знают, как с ним обращаться, чтобы не было пожара.
• почувствовав запах газа, срочно скажи об этом взрослым, открой окна и двери, закрой кран на плите, позвони по телефону «04».
Выключай в квартире газ-
За газом нужен глаз да глаз.
Запах чувствуя в квартире,
Позвоните «04».
Из моих объяснений дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам.
Вспоминаем с детьми правила безопасности:
• все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
• ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
• не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда, как в стихотворении.
Проводились сюжетно - ролевые игры по обучению пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», полиции. Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо. Умение пользоваться настоящим телефоном поможет закрепить знания детей. Поэтому я провела специальное занятие на тему «Службы «01», «02», «03» всегда на страже». В ходе данной работы дети запомнили номера телефонов службы спасения и как ими пользоваться.
Правила дорожного движения.
Для выявления познания детей я провела диагностику по следующим вопросам:
1. Где едут машины?
2. Покажи, какие машины ты знаешь?
3. Где можно играть на улице?
4. Что такое светофор?
5. Какие цвета у светофора?
6. Что такое пешеходный переход?
7. Что такое безопасность?
8. Что такое опасность?
9. Что такое тротуар?
10. Что означает красный свет светофора?
Диагностирование детей проводила в беседах, наблюдениях, играх различного характера, рассматривания наглядностей, анализировала взаимоотношения между детьми. Результат отразил низкий показатель по всем пунктам. Это помогло мне определить направление в начале работы – это раздел «Ребенок и улица».
На занятиях по правилам дорожного движения «Знакомство с правилами дорожного движения», «Пешеход переходит улицу», «Мы пассажиры» и другие, мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице. Закрепляют представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона». Рассматриваем опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.
За время обучения детей основам безопасности на улице постепенно включила все остальные разделы:
«Ребенок и другие люди».
Рассказывала об опасности контактов с незнакомыми людьми; проводила с детьми беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Рассмотрела типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми: когда взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-нибудь интересное или приглашает ребенка покататься на машине. Разъясняла, что беда может подстерегать их не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя входить в подъезд по одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому.
«Ребенок и природа».
Рассказывала о том, нельзя бездумно уничтожать леса, истреблять зверей, птиц и рыб; что есть заводы и фабрики, которые отравляют воздух и загрязняют воду, почву.
Учу бережному и ответственному отношению к природе: не ломать ветки деревьев и кустарников, кормить птиц зимой, не разорять птичьи гнезда.
Для закрепления этих правил использовала игры-классификации, игры с мячом в «съедобно-несъедобное», соответствующий наглядный материал.
Для профилактики конфликтных ситуаций в группе организовываю соответствующие игры, беседы, драматизации с целью научить детей осознано воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятными другим людям.
Длительность работы
Работа ведется на протяжении трёх лет.
2011-2012 учебный год - определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения. Усвоение знаний по ПДД, ППБ.
2012-2013 учебный год-корректировка задач, тематических планов, конспектов, использование их на практике. Привитие правил поведения в общественных местах.
2013-2014 учебный год – становление опыта, оценка результатов, описание работы.
Передо мной стояла цель – выявить новый уровень знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность проведенной работы. На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно. По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
На данном этапе уровень их знания навыков можно охарактеризовать так: знаю как надо, но еще не всегда делаю так, как требуют обстоятельства. Ведь дети часто не видят опасность, а иногда и не подозревают об ее существовании. Это значит, что их знания еще не стали стилем их поведения и опасность их здоровью и жизни всегда рядом с ними.
Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», я пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Главная задача: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.