Лучший педагог года

Конспект воспитательного часа «Основы здорового образа жизни»

Анатолий Акмайкин
Конспект воспитательного часа «Основы здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Основы здорового образа жизни

Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы

ГБУ Центр содействия семейному воспитанию «Возрождение»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬСКОГО ЧАСА

«Основы здорового образа жизни»

(для воспитанников детского дома возраста 12-17 лет)

Разработал воспитатель

А. И. Акмайкин

Москва – 2020

Форма организации деятельности детей: лекция- презентация.

Тема: Основы здорового образа жизни.

Публикация «Конспект воспитательного часа „Основы здорового образа жизни“» размещена в разделах

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи :

Образовательные

• формированию знаний об основах ЗОЖ - соблюдении режима дня, питания, двигательной активности, закаливания, профилактики вредных привычек.

Воспитательные :

• формирование сознательного отношения к соблюдению режима дня школьника.

• содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье и неприятия вредных привычек.

• развитие устойчивой мотивации к ЗОЖ.

Развивающие:

• содействовать развитию познавательных и творческих способностей в области ЗОЖ.

• развивать эмоциональную сферу через создание ситуации удивления, заинтересованности, эмоциональных переживаний.

Оснащение: План-конспект занятия, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

• Лекция-беседа об основах ЗОЖ : соблюдении режима дня, питания, двигательной активности, закаливания, профилактики вредных привычек.

• Вопросы и ответы по викторине ЗОЖ.

• Прослушать песню в стиле рэп «Шаг за шагом» о ЗОЖ.

• Обсуждение заданной темы по итогам занятия.

Воспитатель : Добрый день, друзья. Сегодня мы с вами познакомимся с основными понятиями ЗОЖ : режим дня, двигательная активность, закаливание, здоровое питание и профилактика вредных привычек. Важно понять, что только комплексное выполнение этих составляющих поможет решить задачу сохранения здоровья. По версии всемирной ассоциации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Рассмотрим подробно все то, что помогает нам сохранить наше здоровье.

Слайд 1.

Режим дня.

Режим-это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд (учеба, питание, отдых и сон. Режим дня школьника подчинен учебе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.

Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.

4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.

5. Определенное время для приготовления домашних заданий.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

Слайд 2.

Двигательная активность

Двигательная активность - это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшить самочувствие, обеспечивать прилив энергии. Один из обязательных факторов здорового образа жизни человека -- систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть разнообразной. Двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха, а ее структура зависит от возрастной группы детей. Это связано с тем, что у младших школьников больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше доля тех ее видов, которые относятся к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности взаимозаменяемы. Например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки.

Слайд 3.

Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды. Закаливание осуществляется естественными природными факторами (воздух, его движение, температура, вода, солнце, атмосферное давление). Закаливание влияет на деятельность желез внутренней секреции, нервной системы и отражается на состоянии всего организма на клеточном уровне (изменяется активность клеточных ферментов). Наибольшим оздоровительным эффектом обладает холодовое закаливание. Закаливание может быть успешным только при правильной методике его проведения, которая строится на основе известных гигиенических принципов: постепенность, комплексность, разнообразие форм закаливания, сочетание с движениями, положительный психоэмоциональный настрой. Закаливание может быть пассивным и активным. Проживание в холодном климате само по себе тренирует механизмы терморегуляции и повышает устойчивость к холоду и становится пассивным закаливанием. Активное закаливание - специальное воздействие закаливающего фактора в виде систематических дозируемых процедур.

Слайд 4.

Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.

Здоровое питание школьников призвано способствовать хорошему функционированию и правильному развитию организма детей. Сбалансированное меню, составленное для питания детей, должно включать все необходимые полезные продукты, в должной мере удовлетворяющие потребности ребёнка в питательных веществах и витаминах. Еде отводится особая роль в полноценном росте и развитии школьника. Во-первых, она укрепляет организм и обеспечивает энергией, а во-вторых, прямым образом оказывает влияние на успеваемость, работоспособность и трудолюбие. Когда каких-то полезных элементов не хватает, в организме начинаются сбои, возникают проблемы со здоровьем. Болезни желудочно-кишечного тракта очень часто развиваются у детей возраста шести лет. А пик заболевания можно наблюдать в 12-18 лет. Одной из важных причин, которая приводит к нарушениям в работе пищеварения, является нерегулярное и неправильное питание. Если ребёнок употребляет много острых и жареных блюд, маринадов, консервов, копчений, газированных напитков, обязательно возникнут проблемы. Особенно когда режим дня не соблюдается и присутствует привычка есть быстро и всухомятку.

Следует помнить, что питание должно быть разнообразным, умеренным и сбалансированным. Это самые важные правила, которые следует учитывать. Поэтому меню на неделю для детей разного возраста должно тщательно составляться. При этом нужно подумать о том, чтобы энергетическая ценность употребляемых продуктов не была выше, чем траты организма. В суточном меню для детей на неделю должны находиться в оптимальном соотношении белки, углеводы, жиры, витамины и аминокислоты. Поэтому, выбирая продукты, нужно учесть, что входит в их состав.

Слайд 5.

Профилактика вредных привычек у подростков

Привычка — это поведение или действие, ставшее для человека чем-то обыденным. Хорошие или плохие привычки есть у всех. Главная проблема, что вредная привязанность появляется легко, а вот выработать хорошую бывает сложно. Вредную привязанность можно сравнить с теплой постелью, расстаться с которой очень трудно. Большинство действий становятся для нас привычными еще с самого детства или юности. Зачастую вредные привычку в детстве имеют глубокие последствия в будущем.

Первичная цель всех родителей, воспитателей — обеспечить детям хорошее будущее. И это возможно, если выработать хорошие привычки и избежать появления плохих. Если родители приучили подростка раньше вставать, а также привили необходимость занятий физкультурой, спортом, то в будущем он будет отличаться пунктуальностью, усердностью и силой воли. Еще с детских лет нужно принять правильные меры, чтобы привычки работали на нас, а не против нас. Кто-то полагает, что для развития привычки или избавления от нее достаточно всего трех недель. Однако для избавления может понадобиться больше времени. Главное, запастись терпением и идти к своей цели. Желательно как можно раньше начать вести здоровый образ жизни. Тогда не придется вырабатывать эту привычку в будущем. Пока дети учатся в школе, у них есть хорошая возможность научиться не откладывать дела на потом и начать формирование культуры ЗОЖ, а также заниматься развитием нужных навыков.

Проще всего формировать личность детей. Они послушны, податливы и легко учатся всему новому. С подростками же все немного сложнее. Для них авторитетом становятся друзья, но они нередко влияют негативно. Соответственно, они формируют массу плохих привычек у ребенка. Даже некоторые привычки, как, например, приходить поздно домой, могут восприниматься уже нормальными и оправданным. Однако в будущем они могут привести за собой негативный результат.

Примеры некоторых вредных привычек у подростков:

• откладывать дела на потом;

• не делать домашнее задание;

• поздно приходить домой;

• употреблять алкоголь, курить

• сквернословить;

• не соблюдать режим сна и отдыха.

Эти привычки развиваются легко и незаметно, а вот избавиться от них достаточно сложно. Работа над собой и своими привычками продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому нужно делать так, чтобы следовать плохой привычке было сложно, а хорошей — легко.

Викторина «Мы за здоровый образ жизни

Задание 1. Ответьте на вопросы желательно одним словом (за каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)

2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 литров этого вещества. Что это? (Вода).

3. Как называется массовое заболевание людей. (Эпидемия)

4. Как называется одним словом рациональное распределение времени. (Режим)

5. Тренировка организма холодом. (Закаливание)

6. Какая жидкость переносит в организме кислород. (Кровь)

7. Как называется наука о чистоте. (Гигиена)

8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию. (Микроб)

9. Добровольное отравление никотином. (Курение)

10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали 10 вёдер холодной воды. (Суворов).

11. Для чего уже в Древнем Китае и Персии здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой?

(Таким образом, заражённые люди переносили заболевание легче. Это как прививка).

12. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

13. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это? (Сон)

14. Можно ли после бега сразу сесть, чтобы отдохнуть?

(Нет. Нужно походить, чтобы кровь не застоялась в венах)

15. Что необходимо принимать перед сном обязательно, а в жаркую погоду - утром и вечером? (Душ).

Задание 2. Вашему вниманию представлены русские пословицы и поговорки о здоровье, спорте и физкультуре, закаливании. Вам необходимо определить последнее слово и закончить поговорку (за каждый правильный ответ 1 балл)

1. "Двигайся больше — проживешь дольше".

2. "Ледяная вода — для всякой хвори беда".

3. "Кто от жира тяжко дышит — тот здоровьем и не пышет".

4. "Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь".

5. "Умеренность в еде целебнее, чем сто врачей".

6. "Укладываясь спать с пустым желудком, проснешься бодрым".

7. "От вкусной и сладкой еды – ничего не жди, кроме беды".

8. "Дай работу своему телу — отдохнет твоя голова".

9. "Лучше вдохнуть свежего воздуха, нежели пить лекарство".

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект воспитательного часа «Основы здорового образа жизни»
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 11:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект воспитательного часа «Основы здорового образа жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Анатолий Акмайкин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД