Светлана Дорошенко
Основы пожарной безопасности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое пожар? Пожар – неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные новости о пожарах, наводнениях и др. чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети.
Грустная статистика говорит о том, что ежегодно в РФ происходит свыше 250 тысяч пожаров, на которых погибает более 14 тысяч человек, причем 5% от общего числа погибших – дети.
Публикация «Основы пожарной безопасности в ДОУ» размещена в разделах
Пожарная безопасность - одна из составляющих общей культуры безопасности. Не секрет, что большинство пожаров случается по вине людей, а часто по их беспечности. Немало несчастий происходит и по вине детей и подростков – из-за пустого любопытства, неосторожного обращения с огнем или просто незнания. Поэтому мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях обращения с огнем.
Причиной большинства пожаров являются :
- неосторожное обращение с огнем;
- неосторожность при курении;
- неисправность электрического оборудования;
- несоблюдение правил пожарной безопасности при пользовании электрическими приборами;
- неисправность печного отопления;
- неосторожное (неумелое) обращение с пиротехническими изделиями.
Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть горящее помещение или позвать на помощь.
Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный, многоплановый процесс, который не должен ограничиваться лишь подачей готовых правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса.
Многолетний опыт работы с детьми по профилактике нарушений пожарной безопасности подсказывает, что любые творческие направления - рисунок, лепка, работа с природными материалами, экскурсии, песенно-музыкальное творчество, хореография – все приносит ощутимую пользу.
Поэтому профилактика пожарной безопасности предполагает использование следующих форм работы с детьми, проводимая в игровой форме, тесно переплетающаяся с познавательным процессом:
• Ознакомление с правилами пожарной безопасности в непосредственной образовательной деятельности;
• Ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы;
• Использование публикаций периодической печати;
• Исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения);
• Игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые игры);
• Организация тематических конкурсов поделок и детских рисунков;
• Совместная творческая деятельность педагогов и родителей;
• Встречи с интересными людьми профессии «ПОЖАРНЫЙ»;
• Экскурсии в музей и пожарную часть;
• Развлечения, досуги.
Дети должны знать не только о разрушительной силе этой стихии, но и о созидательной его стороне. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше и комфортней. Но огонь может стать и врагом при неправильном с ним обращении. Мы должны правильно подать знания детям, опираясь на их психологические, возрастные особенности и учитывая их интересы.
Из причин возникновения пожара вытекают и правила пожарной безопасности. Их немного, но их необходимо хорошо знать и выполнять.
Правила пожарной безопасности :
1. не играй со спичками и зажигалками, следи, чтобы со спичками и зажигалками не играли твои товарищи;
2. уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы;
3. не суши белье над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится);
4. ни в коем случае не зажигай фейерверки и бенгальские огни дома (вообще лучше делать это со взрослыми);
5. не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
Хочется отметить: правила пожарной безопасности – именно такие правила, обращаться к которым приходится постоянно.
В результате работы они формируют навыки правильного поведения в случае возникновения пожара, учат приемам самоспасения, вырабатывают привычку правильно оценивать критическую ситуацию. И как ожидаемый результат – ребенок должен усвоить первичные противопожарные навыки, приобрести чувство уверенности в обхождении с источниками открытого огня и электроприборами, знать, что шалость с огнем опасна и что надо делать в случае возникновения пожара.