МААМ-картинки

Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.

Евгения Королева
Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

ОСНOВЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста

Среди детей, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.

Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Публикация «Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Чистякова М. И. дает такое определение – гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации. Матвеев В. Ф. утверждает, что наряду с двигательной расторможенностью (гиперактивностью) нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобное нарушение получило название «синдром дефицита внимания».

В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С., 1997., Заваденко Н. Н., 2000 и др.).

Следует отметить, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. В старшем дошкольном возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т. д.)

Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в снижении избирательности внимания (неспособен, надолго сосредоточиться, на определенной деятельности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.

Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом детей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранять концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки.

В результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и само регуляции.

К шести годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится регулятором поведения ребенка. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач.

Общение ребенка с взрослым – основное и решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Общение со сверстниками оказывает влияние на самопознание. К ровеснику ребенок более требователен и объективен в оценке. Дети стремятся поддерживать положительные взаимоотношения и участвуют в общей деятельности. Мотивы с товарищами у детей 5-7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих интересов в пользу поддержания контакта.

Таким образом, младший дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более осознаются, приобретают произвольный характер.

1.2. Анализ причин в развитии СДВГ у детей

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С., Кэмпбелл Р., Заваденко Н. Н.)

Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет право только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак на основе фиксации изменения двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагнозируется патология беременности и родов (Заваденко Н. Н.).

В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические и нейропсихологические биологические исследования ММД и гиперактивности. Что касается морфологических исследований, то существует лишь их незначительное количество, которые проведены на животных. У животных моделировались те факторы, которые считаются причиной возникновения ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.

Проводимые исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.

Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.

Одним из факторов риска для формирования СДВГ является влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды может иметь негативные последствия для здоровья детей.

Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др. микроэлементов. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать поведенческие нарушения, при этом небольшую восприимчивость к его токсическому действию имеют дети в возрасте 1-2 лет. У детей возникают проблемы со стороны нервно- психического развития и поведения, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта (IQ - айкью).

Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов, или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обуславливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Удаление этих веществ из продукта питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.

По – мнению многих исследователей, важную роль в формировании ММД (минимальных мозговых дисфункций) играют социально – психологические факторы, в том числе внутрисемейные и несемейные:

• Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей);

• Повторный брак у родителей;

• Частые конфликты в семье;

• Продолжительная разлука с родителями, в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате;

• Тяжелое длительное заболевание (чаще всего онкологическое) или смерть одного из родителей;

• Низкая материальная обеспеченность семьи;

• Неблагоприятные бытовые условия (совместное проживание многих родственников в коммунальной квартире, отсутствие у ребенка отдельной комнаты).

Среди неблагоприятных факторов, влияющих на развитие СДВГ, И. В. Дубровина выделяет следующие:

1) Органические поражения мозга (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции);

2) Осложнения во время беременности матери;

3) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

4) Генетический фактор (наследственная природа СДВГ);

5) Особенности нейрофизиологии и кейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

6) Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Публикации по теме:

Как сформировать основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной.

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возрастаТеоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Лэпбук «Основы безопасности» для старшего и подготовительного дошкольного возрастаЛэпбук «Основы безопасности» для старшего и подготовительного дошкольного возраста Пояснительная записка. Лэпбук "Основы безопасности". Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство, представляет собой одну из разновидностей.

Доклад для родителей «Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста» Доклад для родителей на тему «Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста". Безопасное поведение на улице, и на дороге-очень.

Формирование основы лингвокультурологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста «Какое слово все года Проходит жизнью испытанье, Вас не оставит никогда На самых разных расстояньях? С ним мы пришли в огромный мир И с.

Инсценировка по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» «Одна дома» Одна дома Ведущая. : Как-то мамочка одна За покупками пошла, Свою дочку поучала: Мама: Чтобы дверь не открывала, Телевизор не включала,.

Конспект занятия по коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста .

Коррекция гиперактивности у детей старшей группы Дмитриева Ольга НОД Тема: «Весенняя полянка». [Цель: снижение признаков гиперактивного поведения (двигательной активности; импульсивности,.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Как определяется.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 13 марта 2017 в 18:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы гиперактивности у детей дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД