любовь вискова
Основы финансовой грамотности
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 4 "ТЕРЕМОК" ГОРОДА БЕЛОВО"
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников
Педагогический проект
Период реализации 2020-2021 уч. год
Автор - составитель: Вискова Любовь Александровна
Белово 2019
Содержание
Паспорт проекта 3
Актуальность проекта 5
Новизна проекта 5
Цели и задачи проекта 6
Краткое описание проекта по этапам 6
Публикация «Основы финансовой грамотности» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Ожидаемые результаты 7
Аудитория проекта 8
Объем и содержание работ 9
Формы предоставления результатов 11
Список литературы 11
Паспорт проекта
Наименование проекта Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников
Основные разработчики проекта Вискова Любовь Александровна– педагог МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово
Предмет и объект проекта Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Цель и задачи проекта Цель проекта – разработка и апробация в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Сроки и этапы реализации проекта Подготовительный
Методическая и организационная подготовка проекта: Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2019 г.
Практический
Формирование элементов финансовой грамотности в ходе практической работы.
Непосредственное осуществление мероприятий проекта.
Срок реализации этапа – ноябрь 2019 г. – апрель 2021 г.
Заключительный
Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ, среди широкой публики
Срок реализации этапа – май 2020 г.
Перечень основных мероприятий Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»
Занятие с детьми «Путешествие в страну Экономград»
Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»
Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»
Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»
Квест-игра для детей «Финансовая школа»
Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»
Стендовые консультации для родителей
Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей
Выступление на методических семинарах
Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий
Исполнители проекта и основных мероприятий Вискова Л. А. – основной исполнитель проекта.
Родители детей. Педагоги и администрация МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово
Ожидаемые и конечные результаты реализации проекта Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Целевая группа проекта Дошкольники старшей группы, их родители, педагоги МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово
Актуальность проекта
Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
• именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
• стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т д.);
• это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
В практике МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
Цели и задачи проекта
Образовательная область, интеграция ОО:
Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белов
о. [/h4]
Задачи проекта:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;
Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Воспитательные задачи: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Краткое описание этапов проекта
I этап - подготовительный
Методическая и организационная подготовка проекта:
- изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
- составление плана работы;
- организация совместной работы с родителями.
Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2019 г.
II этап - практический
Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:
1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;
2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь; •
3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
4) развитие внимания, логического мышления, связной речи; •
5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.
Информирование о ходе проведения проекта.
Срок реализации этапа – ноябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
III этап - заключительный
Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.
Срок реализации этапа – май 2020 г.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта предполагается:
Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Аудитория проекта
Воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.
Родители дошкольников.
Педагоги МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок» г. Белово.