Амалия Аветисян
Основы финансовой грамотности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1.1. Цели и задачи, принципы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.
На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО.
Публикация «Основы финансовой грамотности в ДОО» размещена в разделах
1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т. д.
2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.
3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».
Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, ДОО следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.
5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности :
1. дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
2. обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
3. способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
4. стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;
5. способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
6. сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
4. содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
1. побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
2. воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
3. воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
4. воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
5. побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Принципы экономического воспитания дошкольников
1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».
По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение.
2. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.
3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».
После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.
4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».
Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.
Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.
5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни.
6. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр.
7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.
Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.
8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».
Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы.
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.
1.2. Базовые финансово-экономическими понятия в рамках обучения детей старшего дошкольного возраста
На основе анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий.
Перечень базовых финансово-экономических понятий
Понятие Описание
5- 6 лет
Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др., так и товар или услуга.
Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).
Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.
Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка».
Сбережения, копилка, кошелек Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
Долг, должник, займ Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.
6-7 лет
План, экономия Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.
Потребность, капризы, желание, возможность Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.
Подарок, реклама Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.
Богатство, бедность, жадность, щедрость Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.
Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.
При использовании различных программ по основам финансовой грамотности воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены, а также из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».
Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Все предлагаемые на сегодня программы формирования финансовой грамотности для дошкольников имеют много общего в отношении содержательного аспекта. С детьми предлагается говорить прежде всего о том, с чем они уже сталкиваются в реальной жизни: о покупке товаров, о магазинах. Практически все программы отличает стремление увязать финансовые вопросы с морально- этическими аспектами.
Предпочтительны программы, которые уделяют большое внимание труду как основе раскрытия сущности денег, отличительным особенностям желаний и потребностей, так как эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги. Научить дошкольника более ответственно относиться к деньгам имеют шанс авторы, уделяющие внимание таким тесно связанным с деньгами понятиям, как богатство, экономность, щедрость, жадность. К сожалению, системность подхода отличает далеко не все программы. В данном случае под системностью в первую очередь понимается включение в программу в качестве обязательного компонента пособия (или хотя бы комплекта папок-передвижек) для родителей.
И, наконец, если с содержательным аспектом программ все более-менее ясно, то с методами развития такого важного навыка, как финансовая грамотность, дело обстоит иначе. Большинство программ в качестве основного предлагают игровой подход. Однако много важного и полезного материала о приоритетах правильного финансового поведения можно найти как в классической, так и современной детской литературе. Предпочтительными, безусловно, можно считать программы, предлагающие разнообразные методы формирования финансовой грамотности.
2.1. Организация и проектирование РППС как условие формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственно-технологической, юридической, товарно-денежной, нравственно-этической и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны:
- Информационную (произведения художественной литературы экономического содержания);
- занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.);
- деятельностно - игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.).
Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций с родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.
Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи. Одна из задач ранней финансовой грамотности – знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег. При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно- ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.
Для организации сюжетно-ролевых игр в РППС группы, помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т. п., необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирования и конструирования игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности :
- деньги, нарисованные детьми;
- картотека загадок;
- книги художественные и научно-популярные, комиксы;
- аудиотека;
- альбом: пословицы и поговорки в картинках;
- медиатека из презентаций;
- медиатека интерактивных игр;
- медиатека мультфильмов;
- альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
- карточки о профессиях;
- дидактические игры;
- кроссворды;
- ребусы;
- лабиринты тематические;
- игры-путешествия;
- банковские карты;
- ненастоящие деньги;
- банкомат;
- металлические устаревшие деньги;
- альбом «Эволюция денег»;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально- художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой