Наталья Нижевясова
Основы безопасности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Основные разделы программы. Методы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность
– это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Главной задачей взрослых является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Публикация «Основы безопасности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности, Основные разделы программы, Методы работы» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Каждое дошкольное учреждение имеет право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социально-культурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. Основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
В работе с детьми по основам безопасности можно использовать беседы, дискуссии – это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаления от реальной жизни. Опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, мы, воспитатели, можем выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать необходимую методику (занятия, игра, чтение, беседа, мультфильм). Для работы с детьми применяется метод наглядности, словесный и практический методы.
Данная программа, в силу ее особого значения для охраны жизни и здоровья ребенка, требует соблюдения следующих принципов:
1.
Принцип полноты.
Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам.
2.
Принцип системности
.
Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Занятия проводятся в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.
3.
Принцип сезонности.
Значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой. В зимний период можно ограничиться дидактическими пособиями, а летом необходимо организовать экскурсию в лес или парк.
4.
Принцип учета условий городской и сельской местности.
Городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. У каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
5.
Принцип возрастной адресованности.
Одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие для среднего, третьи – для старших дошкольников.
6.
Принцип интеграции.
Данная программа не должна быть искусственной надстройкой, ее следует естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
7.
Принцип координации деятельности педагогов.
Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.
8.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Основные разделы программы.
I. «
Ребенок и другие люди»
.
Используем сюжеты из сказок, игры-драматизации, образы сказочных персонажей или сказки о животных благополучным окончанием.
II.
«Ребенок и природа».
Книжка-пособие «Окошки в твой мир».
«Все на свете друг другу нужны» автор Б. Заходер
«Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке».
Опыты с микроскопом, лупой, фильтрами.
Картинки, настольные игры-классификации, игры с мячом («съедобное - несъедобное»).
Экскурсии на природу.
III.
«Ребенок дома».
Используем литературные произведения (например, «Кошкин дом» С. Маршака, игры-драматизации. Провести работу с родителями, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка.
IV.
«Здоровье ребенка».
Привлекаем иллюстрированный материал, рассказывающий об анатомии и физиологии и органах человека; различные формы организации физической активности.
Проводятся разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, массаж, гимнастика.
Примеры из художественной литературы («Доктор Айболит», потешки, песенки).
Привлекаем собственный опыт ребенка; опыты-эксперименты, беседы, игры-драматизации, сценки кукольного театра; можно вместе с детьми придумать сказку на заданную тему.
V.
«Эмоциональное благополучие ребенка».
Профилактика возникновения конфликтных ситуаций – игры, беседы, драматизации, активные игры, решение с детьми конфликтных ситуаций (заданная воспитателем).
VI.
«Ребенок на улице».
Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, из известных мультфильмов. Можно разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице.
Знакомим с дорожными знаками для водителей и пешеходов, светофором. Рассматриваем различные ситуации на дорогах.
Знакомим детей с работой ГИБДД и работой регулировщика (читаем литературные произведения «Дядя Степа-милиционер»). Проводим экскурсию к ближайшему перекрестку.
Рассказывая о правилах поведения в общественном транспорте можно организовать игру «Поедем на автобусе».
Разыгрываем тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).
Эффективность данной программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых.