Лариса Иванова
Основные этапы работы по формированию фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического слуха на уровне произношения является одной из главных задач в дошкольный период.
Фонематический слух - это особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать, узнавать и дифференцировать фонемы родного языка (врожденная способность). Дифференцировать на основе различения акустико-артикуляционных признаков.
Публикация «Основные этапы работы по формированию фонематического слуха» размещена в разделах
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В книге «Основы логопедии» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной определены основные этапы работы по развитию фонетики слов, то есть по развитию естественного вида звукового анализа.
I – узнавание неречевых шумов, звуков (музыкальные инструменты);
II – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (три медведя);
III – различение слов, близких по своему звуковому составу (бочка-почка);
IV – дифференцирование слогов;
V – дифференцирование фонем;
VI – развитие навыков элементарного звукового анализа (фонематическое восприятие);
Такая работа начинается в дошкольном коррекционном учении и продолжается в первом классе специальных школ. Порядок изучения дифференцированных фонем определен программой по произношению.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слуха, внимания и памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукового произношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Работа по формированию фонематического воспроизводства в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов родной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
На самом деле в настоящее время содержание понятия «фонематический процесс» является одним из неустойчивых.
Содержание понятия «фонематические процессы» было дано Элькониным. В 1960-х годах он написал, что «необходимо говорить о двух видах звукового анализа».
Звуковой анализ:
- естественный;
- искусственный.
У них разные механизмы и функции в речи.
1. Естественный звуковой анализ развивается спонтанно, нормального своего развития он достигает от 1 года 7 мес. до 2-х лет.
Функция – адекватное восприятие и понимание обращенной речи. В современной логопедии естественный вид звукового анализа называется фонематический слух, то есть особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать и дифференцировать фонемы русского языка (на основе различения акустико-артикуляционных признаков).
2. Искусственный звуковой анализ не формируется спонтанно, им можно овладеть только в ходе направленного обучения. Для него должна быть готова определенная психологическая база (в онтогенезе приблизительно к 5 годам). Механизмами этого звукового анализа являются интеллигентные операции. Именно этот вид анализа обеспечивает письменную речь. В современной логопедии этот вид называют фонематическое восприятие, то есть умение произвести следующие виде интеллигентных операций:
а) определить наличие или отсутствие звуков в слове;
б) определить линейную последовательность звуков в слове;
в) определить местоположение звуков в слове (начале, середине);
г) определить количество звуков в слове.
Именно эти четыре операции являются основой для овладения алфавитическим письмом.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ ГРАМОТЫ
Фонематическое восприятие – это искусственный вид звукового анализа, которым можно овладеть только в ходе целенаправленного обучения. Он подразделяет умение произвести следующие виды интеллигентных операций:
- определить наличие и отсутствие звуков в слове;
- линейную последовательность звуков;
- позицию звуков в слове;
- количество звуков в слове.
Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется с помощью интегрированной методики Г. А. Каше и Д. Б. Эльконина.
Выделяются несколько этапов :
I этап – знакомство с фонетической системой русского языка. Базовая операция – определение линейной последовательности звуков в речи.
Эльконин предложил прием акцентированного проговаривания.
Детям предлагается опора в виде звуковых схем и фишек-заменителей звуков (одного цвета).
II этап – знакомство с системой гласных фонем. Важность:
1) именно этот этап является основой коррекционной работы для исправления нарушений СС речи;
2) по линейной Эльконина. Именно на этом этапе закладывается основной механизм чтения, под которым понимается упреждающая ориентация глаза на гласную букву.
Важно, чтобы дети не путали гласные звуки и сонорные; гласные звуки и звонкие губно-зубные звуки (гласные звуки – это звуки, которые слышатся далеко). Фишки – красного цвета.
Последовательность: I ряд – О, А, Я, У, Ы / звуки!
II ряд – И / не буквы
III этап – знакомство с основами фонематического противопоставления русского языка:
- твердые – мягкие; (фишки синие, зеленые)
- звонкие – глухие. (тактил. Контроль + значки)
IV этап – трансформация слова (изменение).
Дети учатся изменять слов г/з замену какого-либо гласного или согласного звука в слове.
Значение:
- развитие слуха, внимания, слухового контроля;
- расширение словаря;
- развитие внимание к обращенной речи.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Обследование звукопроизношения:
- в словах (по картинкам, сгруппированным по каждой группе звуков, либо повторить предложения, максимально насыщенные данными звуками;
- изолированно (те звуки, которые оказывают нарушение в словах и предложениях);
- в самостоятельной речи (если нет ошибок звукопроизношения в словах и предложениях);
- слова сложной слоговой структуры.
2. Обследование уровня фонематического развития :
- фонематический слух (подними сигнал);
- фонематическое восприятие (повтори парные слоги, слова-паронимы);
- фонематическое представление (подбери картинки на заданный звук).
3. Обследование словарного запаса (активного и пассивного) :
- предметный словарь; действие и качество предмета (по картинке);
- обобщенные слова.
Если ребенок не знает название какого-либо предмета (активный словарь, нужно выяснить, есть ли это слово в его пассивном словаре (Где нарисована клумба? Фонтан).
- семантика (понимает ли ребенок правильно и точно значение слова).
Здесь же определить степень овладения многозначностью слова.
4. Обследование грамматического строя речи:
- составление текста по сюжетной картинке + дополнительные вопросы логопеда;
- составление предложения по опорным словам, данным в начальной форме;
- подстановка пропущенного в предложении слова (в нужной по смыслу грамматической форме);
- составление предложения по демонстрации действия (обследование употребляемых предлогов);
- обследование согласования;
- словообразование.