Папки-передвижки

Основные этапы работы по формированию фонематического слуха

Лариса Иванова
Основные этапы работы по формированию фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие фонематического слуха на уровне произношения является одной из главных задач в дошкольный период.

Фонематический слух - это особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать, узнавать и дифференцировать фонемы родного языка (врожденная способность). Дифференцировать на основе различения акустико-артикуляционных признаков.

Публикация «Основные этапы работы по формированию фонематического слуха» размещена в разделах

В книге «Основы логопедии» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной определены основные этапы работы по развитию фонетики слов, то есть по развитию естественного вида звукового анализа.

I – узнавание неречевых шумов, звуков (музыкальные инструменты);

II – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз (три медведя);

III – различение слов, близких по своему звуковому составу (бочка-почка);

IV – дифференцирование слогов;

V – дифференцирование фонем;

VI – развитие навыков элементарного звукового анализа (фонематическое восприятие);

Такая работа начинается в дошкольном коррекционном учении и продолжается в первом классе специальных школ. Порядок изучения дифференцированных фонем определен программой по произношению.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слуха, внимания и памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукового произношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

Работа по формированию фонематического воспроизводства в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умение определять количество слогов в слове, отхлопывать и отстукивать ритм слов родной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

На самом деле в настоящее время содержание понятия «фонематический процесс» является одним из неустойчивых.

Содержание понятия «фонематические процессы» было дано Элькониным. В 1960-х годах он написал, что «необходимо говорить о двух видах звукового анализа».

Звуковой анализ:

- естественный;

- искусственный.

У них разные механизмы и функции в речи.

1. Естественный звуковой анализ развивается спонтанно, нормального своего развития он достигает от 1 года 7 мес. до 2-х лет.

Функция – адекватное восприятие и понимание обращенной речи. В современной логопедии естественный вид звукового анализа называется фонематический слух, то есть особый вид биологического слуха человека, позволяющий слышать и дифференцировать фонемы русского языка (на основе различения акустико-артикуляционных признаков).

2. Искусственный звуковой анализ не формируется спонтанно, им можно овладеть только в ходе направленного обучения. Для него должна быть готова определенная психологическая база (в онтогенезе приблизительно к 5 годам). Механизмами этого звукового анализа являются интеллигентные операции. Именно этот вид анализа обеспечивает письменную речь. В современной логопедии этот вид называют фонематическое восприятие, то есть умение произвести следующие виде интеллигентных операций:

а) определить наличие или отсутствие звуков в слове;

б) определить линейную последовательность звуков в слове;

в) определить местоположение звуков в слове (начале, середине);

г) определить количество звуков в слове.

Именно эти четыре операции являются основой для овладения алфавитическим письмом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ ГРАМОТЫ

Фонематическое восприятие – это искусственный вид звукового анализа, которым можно овладеть только в ходе целенаправленного обучения. Он подразделяет умение произвести следующие виды интеллигентных операций:

- определить наличие и отсутствие звуков в слове;

- линейную последовательность звуков;

- позицию звуков в слове;

- количество звуков в слове.

Работа по формированию фонематического восприятия осуществляется с помощью интегрированной методики Г. А. Каше и Д. Б. Эльконина.

Выделяются несколько этапов :

I этап – знакомство с фонетической системой русского языка. Базовая операция – определение линейной последовательности звуков в речи.

Эльконин предложил прием акцентированного проговаривания.

Детям предлагается опора в виде звуковых схем и фишек-заменителей звуков (одного цвета).

II этап – знакомство с системой гласных фонем. Важность:

1) именно этот этап является основой коррекционной работы для исправления нарушений СС речи;

2) по линейной Эльконина. Именно на этом этапе закладывается основной механизм чтения, под которым понимается упреждающая ориентация глаза на гласную букву.

Важно, чтобы дети не путали гласные звуки и сонорные; гласные звуки и звонкие губно-зубные звуки (гласные звуки – это звуки, которые слышатся далеко). Фишки – красного цвета.

Последовательность: I ряд – О, А, Я, У, Ы / звуки!

II ряд – И / не буквы

III этап – знакомство с основами фонематического противопоставления русского языка:

- твердые – мягкие; (фишки синие, зеленые)

- звонкие – глухие. (тактил. Контроль + значки)

IV этап – трансформация слова (изменение).

Дети учатся изменять слов г/з замену какого-либо гласного или согласного звука в слове.

Значение:

- развитие слуха, внимания, слухового контроля;

- расширение словаря;

- развитие внимание к обращенной речи.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Обследование звукопроизношения:

- в словах (по картинкам, сгруппированным по каждой группе звуков, либо повторить предложения, максимально насыщенные данными звуками;

- изолированно (те звуки, которые оказывают нарушение в словах и предложениях);

- в самостоятельной речи (если нет ошибок звукопроизношения в словах и предложениях);

- слова сложной слоговой структуры.

2. Обследование уровня фонематического развития :

- фонематический слух (подними сигнал);

- фонематическое восприятие (повтори парные слоги, слова-паронимы);

- фонематическое представление (подбери картинки на заданный звук).

3. Обследование словарного запаса (активного и пассивного) :

- предметный словарь; действие и качество предмета (по картинке);

- обобщенные слова.

Если ребенок не знает название какого-либо предмета (активный словарь, нужно выяснить, есть ли это слово в его пассивном словаре (Где нарисована клумба? Фонтан).

- семантика (понимает ли ребенок правильно и точно значение слова).

Здесь же определить степень овладения многозначностью слова.

4. Обследование грамматического строя речи:

- составление текста по сюжетной картинке + дополнительные вопросы логопеда;

- составление предложения по опорным словам, данным в начальной форме;

- подстановка пропущенного в предложении слова (в нужной по смыслу грамматической форме);

- составление предложения по демонстрации действия (обследование употребляемых предлогов);

- обследование согласования;

- словообразование.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Основные этапы подготовки к родительскому собранию» Основные этапы подготовки родительских собраний Памятка для воспитателя Этапы проведения родительского собрания Родители – главные воспитатели.

Буктрейлер — это что такое? Основные этапы создания: методические рекомендации для практического применения Современный человек давно привык к таким терминам и явлениям, как промо-акции, фестивали, выставки, тизеры и трейлеры. (Тизер.

Консультация для родителей «Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста» На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые.

Мастер-класс для воспитателей «Основные этапы работы над образом» «Основные этапы работы над образом» Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в.

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе.

Обследование фонематического слуха Обследование фонематического слуха 1. Ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит.

Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Продолжение Методическая разработка Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста Игры на формирование.

Раннее развитие фонематического слуха ребёнка Раннее развитие фонематического слуха ребёнка. Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка. В раннем возрасте стоят.

Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР Развитие речевого внимания и фонематического слуха на первом этапе работы с детьми с ОНР. Приступая к обследованию поступивших в сад детей,.

Система работы по развитию фонематического слуха у детей с ОНР I I I уровня Восточное Окружное Управление Образования Департамент Образования г. Москвы ГБОУ школа № 1373 Подразделение дошкольного образования Корпус.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные этапы работы по формированию фонематического слуха
Опубликовано: 27 января 2018 в 13:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные этапы работы по формированию фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД