Ольга Потриденная
Основные требования к организации театрализованных игр с дошкольниками в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Основные требования к организации театрализованных игр
1. Содержательность и разнообразие тематики.
2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Публикация «Основные требования к организации театрализованных игр с дошкольниками в ДОО» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
5. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
6. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова).
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.
Используемая литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -МТворческий центр., 2009.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1990.
4. БуренинаА. И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
5. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред. В. С. Клюева, Н. А. Яковлева. - М., 1989.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
7. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование : Сб. научных трудов. -М. 1992.
8. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001.-№2.
9. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
10. Зверева О. Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
11. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
12. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2000.
13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
14. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
15. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. -1989.-№1
16. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. -М., 2000.
17. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.
18. Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя» -2008.
19. Экки Л. Театрально-игровая деятельность// Дошк. воспитание, 1991.-№7