Ольга Трубникова
Основные теоретические понятия, связанные с инновационной деятельностью и профессиональной компетентностью педагога
▼ Скачать
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Для того чтобы разобраться что же такое инновационная деятельность и каким образом она помогает сформировать профессиональную компетентность воспитателя.
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Публикация «Основные теоретические понятия, связанные с инновационной деятельностью и профессиональной компетентностью педагога» размещена в разделах
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие : это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)
Именно сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у детей интереса к созидательной деятельности.
Поэтому планируя каждый день своей работы в ежедневном плане, я должны находить решение таких задач:
1. Какие современные формы, методы и приёмы работы помогут мне вовлечь в образовательный процесс каждого ребёнка?
2. Какой вид детской деятельности выбрать для решения педагогической задачи?
Инновационные формы работы с детьми.
Главное, что обучая своих воспитанников нужно чтобы моя изобретательность заключалась в том, чтобы дети даже не догадались о том, что их чему-то учат, не боялись ошибиться, свободно рассуждали, сами находили свои ошибки, и испытывали радость от собственных открытий.
Наиболее действенными методами и приемами для повышения эффективности образования считаю нестандартные формы занятий (занятие-сказка, занятие-путешествие, занятие-спектакль, занятие-викторина, занятие-игра); игровые технологии (игры-поручения, игры-логические упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры-загадки, игры-беседы).
Изменение качества образования, обновление содержания требует большой перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.
Изготовление макетов;
Проблемная ситуация;
Игровые обучающие ситуации;
Применение в своей работе мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц, синквейна, кластера, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
В творческой деятельности : изготовление панно, совместных коллажей, организация творческих конкурсов, выставок.
Одним из важных условий повышения эффективности образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса – это любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, интернет, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.
Информатизация общества ставит перед педагогами основную задачу :
Идти в ногу со временем, ИКТ в работе современного педагога – это :
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Каждый педагог должен использовать в своей работе и метод проектов. Суть этого метода – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Почему мы в своей деятельности должны использовать метод проектов? Потому что это даёт необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно т. е учить ребёнка собирать необходимую информацию, уметь анализировать.
Так как ведущим видом деятельности должна оставаться игра. То в копилке моих педагогических идей появились новые формы работы - это синквейн, мнемотаблицы, «Лэпбук», кластер, который я использую для проведения внеклассных занятий. Конечно, работать в режиме инноваций сложно. Мне приходится разрабатывать и осваивать новые технологии, принципы, философию воспитания детей. Но для достижения результата, а значит и удовлетворенности от своей работы это необходимо. От нашего мастерства и профессионализма зависит не только жизнь наших воспитанников сегодня, но и, то какими они будут в дальнейшей жизни. И в организации методической работы мы видим главную цель: каждый педагог должен не только обладать необходимыми навыками и умениями, но и чувствовать и осознавать себя профессионалом, способным справиться с большинством возникающих проблем. Считаем, что только уверенный, состоявшийся как профессионал и личность, педагог действительно может выдержать огромное эмоциональное, психологическое напряжение нашей работы.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как воспитанника, так и педагога.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.