Новицкая Анастасия
Основные подходы к изучению социально-коммуникативного развития детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативного становления – развития ребёнка в содействии с находящимся вокруг него миром - становится особо актуальной в современном мире. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, разграничивая содержание основных программ дошкольного образования, выделяет ряд направлений, важное место среди которых отводится социально-коммуникативному. Оно включает в себя задачи развития позитивного отношения ребёнка к себе, к окружающим его людям, внешнему миру, коммуникативной и общественной компетентности детей. Это является наиважнейшим, социально – коммуникативное становление подрастающего поколения выделяется на сегодняшний день в разряд стратегических ориентиров обновления отечественного образования, в том числе и дошкольного.
В условиях усовершенствования российского образования, отечественные
дошкольные образовательные организации обязаны преобразовать свою работу согласно новым требованиям ФГОС ДО. Развитие современной системы образования держит курс на мировой уровень и требует значительных перемен
в теории образования и деятельности ДOО, а также в обучающих методиках.
Вследствие этого, обучение и воспитание в ДOО должно быть построено на
5 применении самых результативных средств обучения и воспитания. Данные нововведения требуют масштабного распространения новаторских форм и способов в педагогическом процессе, который реализуется в стенах детского сада.
В настоящее время классическая система образования переходит к
результативному обучению, ведущая цель которого – становление креативных,
коммуникативных и организаторских возможностей, формирование у детей
дошкольного возраста интереса и стремления к интенсивной творческой
деятельности. Проблема развития коммуникативных способностей на сегодняшний день особенно актуальна: большинство дошкольников испытывают значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Перед такими детьми часто встаёт проблема обратиться к другому человеку, даже при острой необходимости, они испытывают стеснение ответить тому, кто к ним обращается. Им трудно поддерживать и развивать начатый разговор, они не могут согласовывать свои действия с собеседниками и адекватно выражать им своё предпочтение, эмпатию. Наряду с этим, коммуникативность, умение
устанавливать контакт с окружающими – важный элемент самопознания человека, его успеха во многих видах деятельности, расположенности и любви к нему людей, находящихся вокруг.
Особое внимание как в российских, так и в зарубежных исследованиях уделяется рассмотрению взаимосвязи, общения и обучения. В научном сообществе существуют разные подходы к определению понятия социализация.
Социализация (от лат. socialis - общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. С помощью социализации люди учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с особенностями психофизического развития носит социальный характер. Школьник учится быть как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве; процесс саморегуляции на основе интериоризации (внутреннего присвоения) социальных установок и ценностей.
А. В. Мудрик выделял 3группы задач, которые решают на этапе социализации:
-естественно-культурные;
-социально-культурные;
-социально-психологические.
Таким образом, можно сделать выводы, что социально-коммуникативное развитие — это:
- усвоение норм и ценностей;
-развитие и общение ребенка;
-установление самостоятельности;
-развитие социального эмоционального интеллект;
-формирование уважительного отношения к сверстникам.
Список литературы:
1. Волосовец Т. В., Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые
2. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2015.