Татьяна Семянникова
Основные направления воспитания ФАОП для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования, предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с ОВЗ в Организации предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (НОО).
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся в Организации должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
Организации и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания необходимо отразить взаимодействие участников образовательных отношений (ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты обучающихся, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы Организации :
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
1. Патриотическое направление воспитания.
При реализации задач данного направления воспитатель ОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
ознакомлении обучающихся с ОВЗ с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение обучающихся с ОВЗ к российским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2. Социальное направление воспитания.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника с ОВЗ заключается в формировании ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
При реализации задач данного направления воспитатель ОО должен сосредоточить свое внимание на следующих основных направлениях воспитательной работы :
организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду, игры с правилами, традиционные народные игры;
воспитывать у обучающихся с ОВЗ навыки поведения в обществе;
учить обучающихся с ОВЗ сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
учить обучающихся с ОВЗ анализировать поступки и чувства, как свои, так и других людей;
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
создавать доброжелательный психологический климат в группе.
3. Познавательное направление воспитания.
Цель: формирование ценности познания (знания).
Направления деятельности воспитателя :
совместная деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования, организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ совместно с педагогическим работником;
организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
4. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Направления деятельности воспитателя :
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-педагогических работников проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в ОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка с ОВЗ в Организации.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну
из ключевых ролей.
Формируя у обучающихся с ОВЗ культурно-гигиенические навыки,
воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких
основных направлениях воспитательной работы :
формировать у ребенка с ОВЗ навыки поведения во время приема пищи;
формировать у ребенка с ОВЗ представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; привычку следить за своим внешним видом.
Работа по формированию у ребенка с ОВЗ культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.
5. Трудовое направление воспитания.
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к труду,
трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Воспитатели Организации должны сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы :
показать детям с ОВЗ необходимость постоянного труда в повседневной жизни;
воспитывать у ребенка с ОВЗ бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей (законных представителей, других людей);
предоставлять детям с ОВЗ самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
6. Этико-эстетическое направление воспитания.
Цель: формирование конкретных представления о культуре поведения.
Для того чтобы формировать у обучающихся с ОВЗ культуру поведения, воспитатель ОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
учить обучающихся с ОВЗ уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка с ОВЗ, выражающуюся в общительности, предупредительности, сдержанности, вежливости, умении вести
себя в общественных местах;
воспитывать культуру речи : не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво;
воспитывать культуру деятельности: четко и последовательно выполнять и заканчивать деятельность, после завершения привести в порядок рабочее место; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка с ОВЗ ценностного отношения к красоте.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
уважительное отношение к результатам творчества;
организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды;
формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке.