Татьяна Семянникова
Основные направления воспитания ФАОП для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы дошкольного образования, предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Публикация «Основные направления воспитания ФАОП для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся с ОВЗ в Организации предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (НОО).
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания обучающихся в Организации должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника
Организации и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют направления для разработчиков рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в рабочей программе воспитания необходимо отразить взаимодействие участников образовательных отношений (ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты обучающихся, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы Организации :
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
1. Патриотическое направление воспитания.
При реализации задач данного направления воспитатель ОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
ознакомлении обучающихся с ОВЗ с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение обучающихся с ОВЗ к российским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2. Социальное направление воспитания.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника с ОВЗ заключается в формировании ценностного отношения обучающихся к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
При реализации задач данного направления воспитатель ОО должен сосредоточить свое внимание на следующих основных направлениях воспитательной работы :
организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду, игры с правилами, традиционные народные игры;
воспитывать у обучающихся с ОВЗ навыки поведения в обществе;
учить обучающихся с ОВЗ сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
учить обучающихся с ОВЗ анализировать поступки и чувства, как свои, так и других людей;
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
создавать доброжелательный психологический климат в группе.
3. Познавательное направление воспитания.
Цель: формирование ценности познания (знания).
Направления деятельности воспитателя :
совместная деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования, организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ совместно с педагогическим работником;
организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
4. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Направления деятельности воспитателя :
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-педагогических работников проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в ОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они
должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка с ОВЗ в Организации.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну
из ключевых ролей.
Формируя у обучающихся с ОВЗ культурно-гигиенические навыки,
воспитатель Организации должен сосредоточить свое внимание на нескольких
основных направлениях воспитательной работы :
формировать у ребенка с ОВЗ навыки поведения во время приема пищи;
формировать у ребенка с ОВЗ представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; привычку следить за своим внешним видом.
Работа по формированию у ребенка с ОВЗ культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.
5. Трудовое направление воспитания.
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к труду,
трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Воспитатели Организации должны сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы :
показать детям с ОВЗ необходимость постоянного труда в повседневной жизни;
воспитывать у ребенка с ОВЗ бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей (законных представителей, других людей);
предоставлять детям с ОВЗ самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
6. Этико-эстетическое направление воспитания.
Цель: формирование конкретных представления о культуре поведения.
Для того чтобы формировать у обучающихся с ОВЗ культуру поведения, воспитатель ОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы :
учить обучающихся с ОВЗ уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка с ОВЗ, выражающуюся в общительности, предупредительности, сдержанности, вежливости, умении вести
себя в общественных местах;
воспитывать культуру речи : не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво;
воспитывать культуру деятельности: четко и последовательно выполнять и заканчивать деятельность, после завершения привести в порядок рабочее место; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка с ОВЗ ценностного отношения к красоте.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
уважительное отношение к результатам творчества;
организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды;
формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке.