Ольга Чикарова
Основные направления использования сенсорной комнаты в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Первая сенсорная комната была реализована Марией Монтессори. Врач и педагог из Италии стала автором уникальной педагогической методики и разработчиком сенсорных компонентов, формирующих и развивающих у детей интерес к познаниям. Первая сенсорная комната, созданная М. Монтессори, начала функционировать в 1907 году в «Доме ребенка» в столице Италии.
Публикация «Основные направления использования сенсорной комнаты в детском саду» размещена в разделах
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Практическое применение сенсорных комнат в России началось с 1992 года. Международный семинар по использованию данной педагогической методики, проходивший в нашей стране в 2004 году дал толчок по ее внедрению в медицинские и образовательные учреждения. Сенсорные комнаты для коррекции эмоционального состояния детей под руководством педагогов-психологов получили распространение в дошкольных образовательных организациях.
Сенсорная комната, а именно – организованная особым образом окружающая среда, включающая различного рода стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы представлена в нашем детском саду разнообразным оборудованием:
1) сухой бассейн с шарами, который оказывает многостороннее влияние на организм:
– снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;
– регуляция мышечного напряжения;
– развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений;
– коррекция уровня тревожности, агрессивности;
– нормализация деятельности центральной нервной системы;
– улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата.
2) воздушно-пузырьковая колонна – различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие, успокаивают нервную систему, снимают стресс, усталость и напряжение.
3) песочница со световым эффектом – рисование песком – это возможность выражать свои чувства и эмоции без слов, это релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации движений, пространственному, эстетическому и художественному восприятию.
4) интерактивная светозвуковая панель «Лестница цвета» показана детям для общего развития. Встроенный датчик реагирует на громкость звука, в комнате и зажигает тем большее количество световых модулей, чем громче звук.
5) световой проектор «Солнечная система» помогает расслабиться, оказывает зрительную стимуляцию, развивает фантазию.
6) пуфы-груши за счет особого наполнителя оказывают мягкое воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Основываясь на вышеизложенное, задачи перед сенсорной комнатой ставятся следующие :
– профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок,
– создание положительного эмоционального настроя,
– облегчение состояния тревожности, нормализация нервного перевозбуждения,
– формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии,
– развитие позитивного общения детей,
– формирование восприятия цвета и звука, развитие внимания и оригинальности мышления.
В связи с этим, основными направлениями использования сенсорной комнаты в нашем детском саду, можно считать:
– релаксационные упражнения, которые уменьшают тревожные состояния, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
– познавательные занятия;
– непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего развития ребенка, его самооценки и становления личности.
Таким образом, сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его познавательного развития. Ее применение в коррекционно-развивающей работе способствует сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья воспитанников.