Карина Буракова
Основные направления и задачи коррекции при нарушениях слуха у детей
Коррекционная работа с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям :
- организация комплексной диагностики;
- составление индивидуальной программы воспитания и обучения ребенка;
- формирования особенной коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.
Груповые и индивидуальные занятия по коррекционно-воспитательной работе заключаются в:
- обучении способности воспринимать и произносить звуки;
- развитии понимания устной речи;
Публикация «Основные направления и задачи коррекции при нарушениях слуха у детей» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- расширении словарного запаса;
- формировании грамматики будущей речи.
Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте - чтению и письму. Обязательным условием на всех видах занятий является использование остаточного слуха детей, который усиливает специальная аппаратура - слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Коррекционное обучение проводится в специализированных дошкольных учреждениях - яслях и детских садах для детей с нарушениями слуха. В них дети находятся с 2 до 6 лет, а с 6 лет - обучаются в школах для слабослышащих детей.
Очень важным условием коррекционно-воспитательной работы является обучение родителей правильному общению с глухим и слабослышащим ребенком, выполнению рекомендаций по его воспитанию и проведению специальной работы по формированию его речи.
Знание особенностей психологии и физиологии глухого или слабослышащего ребенка, выдержка и терпение, профессионализм и уверенность в успехе, а, главное, любовь к детям всех работающих с ними специалистов, обязательно помогут ребенку преодолеть барьер между ним и окружающим миром, слышать, разговаривать и полноценно развиваться наравне со сверстниками.
Таким образом, работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена на решение следующих задач :
- обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;
- создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;
- формирование навыков речевой коммуникации;
Обучение произношению предполагает:
- создание потребности в устном общении;
- формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;
- широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;
Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями
слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности
предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками,
формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.
В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и
конструктивной деятельности создаются условия для эстетического,
познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельностей, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями
слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к
элементарной трудовой деятельности.
Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром.
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с
глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное
воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.