Афанасьева Галина
Основные направления формирования и развития профессионально-личностной культуры педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Основные направления формирования и развития профессионально – личностной культуры педагога
Галина Алексеевна Афанасьева,
старший воспитатель МБДОУ № 1
«Дружные ребята» г. Поронайска, Сахалинская область
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, новым социальным заказом, который, выражается в виде требований к профессиональных педагогов, которые были бы способны к саморазвитию, могли ориентироваться в инновационных образовательных процессах при обучении и воспитании детей, в том числе и дошкольного возраста. Следует отметить, что представления о месте и роли взрослого в формировании личности ребенка, которая в дальнейшем будет способна реализовать себя в обществе, в последние десятилетия значительно изменились. Сегодня для обеспечения эффективной деятельности педагогу недостаточно только прироста профессиональных знаний, умений и навыков, необходима и способность к гибкости в профессиональном мышлении, которое проявляется в умении педагога обнаруживать, ставить и решать разноуровневые педагогические задачи. В связи с этим развитие педагогической культуры выступает важным инструментом совершенствования образовательного процесса на современном этапе развития системы образования.
Публикация «Основные направления формирования и развития профессионально-личностной культуры педагога» размещена в разделах
В педагогической науке активно разрабатывается проблема развития профессионально-педагогической культуры и ее видов : психологической (Н. И. Исаева, Ф. М. Мухометзянова, технологической (А. К. Уман, М. М. Левина, культура учебного труда (Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, коммуникативной (B.C. Грехнев, В. А. Кан - Калик, нравственной (Э. П. Баева, историко-педагогической (А. К. Колесова, индивидуально-творческой (Ю. К. Бабанский, нравственно-эстетической (Е. Н. Богданов, Н. Б. Крылова, духовной и этической (Э. А. Гришин, Е. Г. Силяева).
Проблема формирования личности педагога-воспитателя дошкольного учреждения и основы ее развития разрабатывались в исследованиях Р. С. Буре, И. Б. Бичевой, Л. Н. Малютенко, Л. А. Пеньковой, Р. А. Исламовой, В. Я. Лыковой, В. И. Ядэшко и других. Данные исследования позволили глубже осознать значимость проблемы формирования профессиональной культуры педагога в течение всей его педагогической деятельности.
Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблеме развития профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание, а именно, недостаточно разработана технология развития данного вида культуры воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в том числе уделено недостаточное внимание компетентностному подходу к развитию педагогической культуры воспитателей, хотя потребность в этом становится все более очевидной, но в настоящее время в науке больше внимания уделяется формированию педагогической культуры учителей общеобразовательной школы, чем воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
По результатам аналитической работы в нашем учреждении основной проблемой развития педагогической культуры воспитателей является то, что они не до конца адаптировались к требованиям новых образовательных стандартов, и редко применяют в своей деятельности инновационные образовательные технологии, а также современные средства информационного обеспечения.
Педагогическая инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях связана с трансформацией, совершенствованием учебного процесса, внедрением новых, стабильных его элементов. Воспитатели разрабатывают рабочие образовательные программы, которые позволяют обеспечить разнообразный образовательный и воспитательный процесс, ориентированный на индивидуальность ребенка и потребности его семьи. Воспитатель ДОУ должен быть ориентирован в разнообразном потоке психолого-педагогической и методологической информации, иметь возможность использовать различные средства массовой информации, владеть инструментами информационных технологий; иметь возможность работать с информацией, используя эти инструменты для удовлетворения личных и социальных потребностей. Педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентирован на развитие личности ребенка различными способами. Развитие когнитивного компонента педагогической культуры способствует развитию современных средств, форм, методов и технологий для реализации педагогической деятельности.
Для культивирования развития инновационной деятельности в ДОУ, прежде всего, мы определили приоритетные направления инновационного развития :
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
2. Формирование основ безопасной жизнедеятельности;
3. Организация экологического образования дошкольников;
4. Оптимизация взаимодействия с семьей.
Мы считаем, что направления развития должны отражать развитие не отдельных личностей-педагогов, а инновационную деятельность педагогов, направленную в соответствии с общим вектором развития учреждения.
Одна из основных задач, стоящих перед нами на данном этапе – это создание мотивационных условий для включения коллектива учреждения в инновационную деятельность, а также учет индивидуальных личностных качеств всех участников инновационного процесса, их профессионального развития, психологической готовности к осуществлению новых для себя видов деятельности, готовности к дополнительной педагогической нагрузке. Также следует отметить, что ключевой задачей руководства ДОУ является компромисс внедрения инноваций с интересами коллектива.
Учитывая все указанное выше, для поддержки развития инновационной деятельности была создана творческая группа в коллективе, состоящая из педагогов, для решения существующих проблем развития. Также более широко использовались различные активные формы проводимой методической работы, которая проводится с коллективом, такие как семинары, практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций, составление в учреждении программы роста педагогов, которая обеспечивает непрерывное повышение их профессиональной и педагогической компетентности, в том числе и педагогической культуры.
Принимая во внимание то, что инновационное развитие учреждения дошкольного образования должно подчиняться единой стратегии и единым целям, нами уделялось пристальное внимание развитию компетенций каждого воспитателя в коллективе, ведь именно это в конечном итоге и будет влиять на эффективность реализации целей учреждения.
Для того, чтобы на практике развивать профессиональные компетенции воспитателей, которые и являются отражением основных компонентов педагогической культуры, необходимо принимать определенные меры.
Наиболее приемлемой формой совершенствования компетентностей педагогов в условиях, когда отрыв от производства невозможен, нам представляется самообразование. Педагогами ДОУ разработаны и совершенствуются индивидуальные образовательные программы.
Проектирование индивидуальной образовательной программы включает в себя следующие этапы:
1) диагностика;
2) программирование;
3) реализация программы;
4) рефлексия.
Следует отметить, что индивидуальная образовательная программа, в отличие от готовых программ, которыми зачастую пользуются воспитатели учреждения, содержит инновационный компонент и соответствует должному уровню развития информационного обеспечения и соответствующих компетенций воспитателя. Это позволяет привнести элементы эксперимента и творчества в педагогический процесс, и, таким образом, повышает его эффективность.
Для оценки эффективности разработанной индивидуальной образовательной программы проводится представление разработанных материалов (методические наработки, открытые занятия) внутри коллектива, что позволяет, как повысить уровень развития педагогических компетенций выступающего, так и обеспечивает обмен позитивным педагогическим опытом внутри коллектива.
Также в ДОУ проводился проблемный семинар «Педагогическая культура воспитателя ДОУ», на котором была организована подготовка материалов, направленных на развитие педагогической культуры воспитателей.
Важной целью данного семинара является также развитие творческих способностей воспитателей, их готовности к педагогическому творчеству.
Цели проблемного семинара:
познакомить воспитателей с педагогическими методами, формами, приемами формирования творческих способностей детей дошкольного возраста;
углубить знания воспитателей по проблемам творчества и творческих способностей личности, опираясь на современные исследования;
предусматривать в своей практической деятельности взаимосвязь процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста и эстетического воспитания;
учитывать влияние творческой индивидуальности педагога на развитие креативности личности ребенка;
уметь использовать педагогические методы, формы, приемы развития творческих способностей детей;
учитывать психологические особенности дошкольного возраста;
составлять конспект занятия с дошкольниками, предусматривая развитие творческих способностей детей;
осуществлять диагностику творческих способностей детей;
проявлять свою творческую индивидуальность;
организовывать индивидуальную, групповую, коллективную творческую деятельность детей.
На наш взгляд, проведение проблемного семинара позволило дополнить и освежить профессиональные знания педагогов, подтолкнуть их к творческому выполнению своих повседневных служебных обязанностей, а также заполнить пробелы, которые неизбежно появляются при самообразовании.
Проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций и профессионально-педагогической культуры воспитателей помогло педагогам улучшить степень развития своих профессиональных компетенций и качества своей работы, что в целом позволяет в полной мере соответствовать в своей деятельности современным федеральным образовательным стандартам.
Список использованных источников
1. Инструктивное письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «Методика оценки уровня квалификации педагогических работников».
2. Аблитарова А. Р., Пшонник О. А. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя // Вопросы дошкольной педагогики. – М. ,2016. № 2 (5). – С. 10-13.
3. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ Текст. / К. Ю. Белая. М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
4. Богуславец И. А., Писковая А. В. К вопросу о культуре педагогического общения воспитателя детского сада // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы XII международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 53-55.
5. Бурлакова Т. Ю. Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом // Общество: социология, психология, педагогика. – М. ,2016. № 11. – С. 99-101.
6. Воронкова Л. В. Формирование педагогической культуры педагога-воспитателя сферы детского отдыха и оздоровления детей // Булгаковские чтения. – М. ,2007. Т. 1. № 1. – С. 134-141.
7. Гуляева М. А., Якушева С. Д. Формирование педагогической культуры как компонента профессионального мастерства воспитателя детского сада // В мире научных открытий. – М. ,2010. № 5-3. – С. 26-32.
8. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей//