МААМ-картинки

Основные методы и приемы, используемые в работе по развитию речи в процессе ознакомления детей с живописью

елена шумова
Основные методы и приемы, используемые в работе по развитию речи в процессе ознакомления детей с живописью
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное применение методов и приемов в организации образовательной деятельности по ознакомлению детей с живописью позволит педагогу :

1. Расширить словарный запас ребенка.

2. Формировать грамматический строй речи.

3. Связную речь (монолог, диалог).

4. Воспитать звуковую культуру речи.

Существует несколько методов обучения и воспитания:

1. Игровой.

2. Словестный.

3. Наглядный.

4. Проблемный.

Публикация «Основные методы и приемы, используемые в работе по развитию речи в процессе ознакомления детей с живописью» размещена в разделах

Каждый метод представляет собой совокупность приемов. При этом игровой метод является основным, т. к. игра – главный вид деятельности дошкольников в д/с.

I. Игра может быть и формой занятия и длиться на всем его протяжении. Например, занятие «творческая мастерская» будет представлять сюжетно-ролевую игру, в которой дети будут выступать художниками, затем экскурсоводами и посетителями мастерской.

Так же игра может быть частью занятия. Например Дидактические игры:

1. Дидактическая игра для малышей «Спрячь мышку».

• Закрепит словарный запас названия цветов.

2. Дидактические игры для старшего возраста «Собери пейзаж», «Составь натюрморт».

• Расширяет словарный запас детей предметами пейзажа и натюрморта.

• В грамматическом строе речи – закрепляет знания о правильном употреблении предлогов «на», «за», «над», «из-за», «между».

• Будут способствовать развитию монологической мотивации ребенка выбранной идеи композиции сюжета.

3. Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник».

• Научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных (лисий хвост). Ребенок может дорисовывать предмет.

Словестные игры не меньшим образом будут способствовать развитию речи детей.

1. Например «Доскажи словечко» для младшего возраста:

• Проведет работу по морфологическому составу слова;

• Научит детей правильно произносить окончания слов, изменяя их по падежам.

2. Словестная игра «Назови овощи» (как предметы для натюрморта) с мясом или платочком, которые дети передают друг другу и при этом называют один предмет:

• Закрепит словарный запас по теме «овощи».

Подвижная игра может заменить физкультминутку

• Дополнительно такая игра будет закреплять четкое произношение всех звуков в озвучивании игры.

Присутствие на занятии сказочного героя, так же внесет игровую нотку на занятие и получит не только эмоциональный отклик, но и поспособствует более активной диалогической речи ребенка в общении со взрослым.

II. Объемным и содержательным методом развития речи является : словестный. Он включает множество приемов.

1. Беседа – эффективный прием активизации словаря

• Учит детей грамматически верно строить предложения, отвечая на вопросы педагога.

2. Художественное слово – обогащает речь ребенка новыми словами, расширит кругозор ребенка, внесет творческую изюминку в занятие.

3. Словестные упражнения. Упражнение «какого цвета?». Упражняет детей старшего возраста в словообразовании (морковный, вишневый).

Упражнение «Скажи ласково». Учит изменять слова в уменьшительно-ласкательную форму (белый-беленький, белка-белочка).

4. Вопросы к детям могут звучать на протяжении всего занятия. Вопрос «Какое яблоко лежит на столе?».

• Совершенствует синтаксическую сторону речи.

• Упражняет в подборе однородных определений к слову (на столе лежит красное, спелое яблоко).

5. Составление рассказов – анализируя рисунки.

Развивают монологическую речь ребенка.

• Учат грамматически верно строить предложения.

• Закрепляют глагольный словарь (украшаешь, смешал краски, высветлил краски, подрисовал).

6. Повторение – слова, высказывания.

• С целью запоминания правильного произношения звуков, частей слова. (сложные слова – велосипедист).

7. Оценка детской речи, результатов труда (положительная).

• Стимулирует детей к лучшим результатам.

8. Образец рассказа описания картины, объяснение, указания воспитателя.

• Являются прямыми приемами обучения.

• Ориентируют ребенка на правильное понимание сути работы.

9. Напоминание, исправление, замечание.

• Косвенные приемы развития речи.

III. Следующий метод развития речи детей в ознакомлении детей с живописью – наглядный. Наглядные приемы должны присутствовать на каждом занятии изобразительной деятельности, особенно в младших группах т. к. у детей этого возраста мышление наглядно-действенное, а мышление тесно связано с речью.

У старших дошкольников мышление наглядно-образное, поэтому семилетний ребенок способен описать сюжет картины по памяти. Кроме картин художников Шишкина, Левитана, Саврасова. Наглядным пособием на занятиях могут послужить: наборы игрушек из разных материалов, коллекции мастеров книжных иллюстраций, скульптуры малых форм (животных, птиц, слайды, фильмы, диафильмы, репродукции живописи : портреты, пейзажи (городские, сельские, морские, натюрморты, исторические картины; библиотека специально изданных книг для детей.

Наглядными пособиями могут служить объектами первичного наблюдения и получения новых знаний, так объектами последующих наблюдений с целью закрепления знаний и формирования связной речи (как монологической – в виде составления рассказов, так и диалогической в виде беседы).

IV. В последнее время в воспитании и обучении детей актуальным становится проблемный метод. Проблемный метод развивает логическое мышление детей, умение вслух рассуждать, делать умозаключения, учит самостоятельно находить эвристические ответы на вопросы. Например, нехватка какой то краски, может навести ребенка на мысль экспериментирования по 2 различных красок для получения 3 ей новой.

Эти эксперименты могут проходить как на занятиях, так и вне их. Результаты хорошо занести в специальный альбом и периодически закреплять знания.

Труд побудит ребенка устанавливать причину проблемы, установить связь между предметами и явлениями, побудит высказать свои суждения, предположения:

• например, почему на картине не все сосульки капают? ( ответ: они находятся в тени).

• Дети с удовольствием решат проблему лисенка, который заигрался с друзьями вдалеке от своей норы так долго, что закончилось лето, лес изменился и зверек не может найти маму. Видя на картине лисью норку летом, дети сначала словесными высказываниями, а затем посредством живописи представляют как она могла бы выглядеть осенью.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение детей живописи является хорошим фоном для развития речи дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные методы и приемы, используемые в работе по развитию речи в процессе ознакомления детей с живописью
Опубликовано: 26 ноября 2024 в 18:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные методы и приемы, используемые в работе по развитию речи в процессе ознакомления детей с живописью» (включая файлы) размещена пользователем елена шумова (УИ 333222) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД