Папки-передвижки

Основные аспекты успешного духовно-нравственного воспитания детей в семье

Ненашева Марина
Основные аспекты успешного духовно-нравственного воспитания детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов (влияние семьи на развитие ребенка составляет 40 процентов; средств массовой информации - 30 процентов; школы - 20 процентов; улицы - 10 процентов). Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: первое - возможности семьи объективно ограничены; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.

Публикация «Основные аспекты успешного духовно-нравственного воспитания детей в семье» размещена в разделах

Задача духовно-нравственного развития является главной задачей семейного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божьим миром.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне. В 1928 году протопресвитер Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что вся духовно-нравственная работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье. Вне семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния. Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья.

Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере (а часто даже и фрагментарно) не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно-нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе. Это:

- утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания (семейного воспитания, в первую очередь) как добровольного крестоношения, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми;

- отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно-нравственного становления человека;

- поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства;

- современное социокультурное окружение;

- скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;

- недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов;

- ориентация в формировании содержания и выборе форм духовно-нравственного воспитания на архаические, не всегда созвучные с особенностями восприятия в современном социокультурном контексте;

- отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно-нравственном воспитании современных детей, какие условия являются необходимыми для успешного решения этих задач;

- отсутствие представлений о прямой зависимости процесса становления духовной сферы детей, формирования содействующей духовно-нравственному становлению среды образовательного учреждения и семьи от внутренней духовной жизни педагогов и родителей;

- духовная немощь сегодняшних детей, родителей и педагогов.

Принципы духовно-нравственного воспитания.

Можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей, педагогическому сопровождению семьи (если мы хотим, чтобы эти материалы могли реально работать в современных условиях) :

- традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;

- принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение-предпосылок для психо-физического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение-семья-личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребенка от негативного воздействия информационной среды;

- принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей; активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков и детей, и родителей;

- принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития;

- принцип приоритета ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменологией российской цивилизации, общим контекстом ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, присоединение к устойчивому «ядру», «коду», и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта;

- принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей, предполагающий соответствие предлагаемого содержания запросам, проблемам и возможностям (как семей, так и образовательных учреждений как участников воспитательного процесса).

Эти принципы являются приоритетными в создании развивающейся динамичной системы «ребенок - воспитатель - родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.

В последнее время ведутся активные споры о степени возможной активности образовательных учреждений в инициировании процесса духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения семьи в воспитании детей. Среди управленцев и ученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что за воспитание (духовно-нравственное воспитание, в особенности) образовательные учреждения не должны нести ответственность. Отвечает за решение воспитательных задач только семья. Но очевидно, насколько спекулятивен этот тезис в ситуации «раненности» современной семьи. К тому же отечественная школа, признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда старалась поддержать ее, помочь в решении воспитательных задач. Хотя и самой школе, системе образования нужна помощь, в первую очередь, со стороны Русской Православной Церкви, здоровых сил общества и государства.

Содержание духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей в процессе педагогического сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания должно быть сориентировано на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.

Нужно только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас - педагогов, раз мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование процессов духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в церковной традиции и непрекращающегося труда над своей душой. Подтвердить эту мысль можно, немного перефразировав слова святителя Игнатия Брянчанинова, что «паче всех ваших наставлений словами жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».

В здоровой христианской семье есть один отец и одна мать, которые совместно представляют единый - властвующий и организующий - авторитет в семейной жизни. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличие такой власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Семья есть первая и естественная школа свободы. В ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти путь к внутренней свободе, принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и представить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания. [3, с. 100 ].

Православие подчеркивает значение трех основных отношений в семье : отношения власти, отношения ответственности и отношения любви. Главное преимущество брака перед безбрачием состояло в лучших условиях для воспитания детей.

Муж признается единственным главой семьи : «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее. Он творится самостоятельно, а она уже родится от него, получает жизнь свою из ребра его. Не муж создан для нее, а она сотворена из потребности его - чтобы быть ему в сообществе с подобным». Обязанностями мужа в христианской семье : быть духовным главой семьи, ее опорой и защитой, принимать на себя ответственность за судьбу семьи, жены и детей, самоотверженно любить жену и детей, если понадобится - отдать за них свою жизнь. Муж - не только моральная сила семьи, но и ее высший суд, строгий и мудрый.

Обязанностью жены в православии является, прежде всего, стать на второе место в семье, быть покорной мужу. Жена должна быть целомудренной, чистой. Она обручена с мужем для общения, рождения детей, помощи мужу, попечения о доме. Около любящей, преданной жены муж набирается сил.

Семья в нашем обществе - первичный коллектив, в котором все члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива. Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери и отца) забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

Образ семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и коллективам и к обществу в целом - вот что играет определенную роль в воспитании.

Характер человека образуется на протяжении всей жизни, а не только на основе ощущений, полученных в детские годы в семье. И все-таки для ребенка на любой ступени его развития семья является значительнейшей частью его мира. Для подражающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Например, он с ранних лет начинает воспринимать как родители, бабушка с дедушкой, другие родственники и знакомые судят о проблемах духовной жизни, об общественно-политических событиях, бытовых вопросах, об обстановке на работе и о поступках ближних.

Требования, предъявляемые к жизни родителями и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями соседями и разговоры об этом - все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет.

Будет ли ребенок развиваться в соответствии в воспитательными целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовать жизнь в семье. Дети - это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что- то воспитать в ребенке, начинайте с себя. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной направленности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей, своим личным примером.

Атмосфера личной привязанности, чуткости, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, выступает в качестве первичной школы его социальных чувств, в том числе и таких, как чувство гуманизма, милосердия.

И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношения разных детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте.

В зависимости от всего этого школьник может по- разному воспринимать как смысл различных предъявляемых взрослым требованиям, так и смысл своих и чужих поступков. Самое главное, чтобы все требования были по отношению к ребенку справедливы. Быть справедливым по отношению к ребенку трудно: взрослый забыл специфику детского восприятия мира, часто не может понять причины поведения ребенка, потерял представление о детском мироощущении. Не следует скоропалительно принимать решение в ответ на содеянное ребенком. Самое общее правило - выяснить, как ребенок понимает суть дела. Тот не всегда может объяснить свои действия - взрослый должен помочь такому выяснению.

Взрослый осуждает ребенка за то, что он нанес обиду товарищу. Один ребенок переживает стыд за свой поступок, он понимает, что был не справедлив, не смог сдержать себя, что оценка взрослым его поступка справедлива. Другой же только боится наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания ввязаны, главным образом, с чувством страха. А третий и вовсе считает, что его осуждают несправедливо, он обижен за себя. Выходит, что взрослые, в общем, старались воздействовать на детей одинаково, а каждый ребенок воспринял это воздействие по-своему, вложил в ситуацию свой собственный смысл. Поэтому только в этом случае, когда понимание ситуации взрослого и ребенка одинаковое, до ребенка дойдет, за что его осуждают и чего от него хотят.

Несправедливость, допущенная по отношению к детям, требует, как и в других случаях, чтобы взрослый немедленно извинился. Чтобы не допускать несправедливости по отношению к детям, рекомендуется не спешить с произнесением оценки или осуждения в адрес ребенка. Чтобы быть справедливым, надо уметь размышлять и уметь любить детей. Двух этих качеств родителей достаточно, чтобы, не нарушать принципа справедливости по отношению к детям.

Основной принцип соблюдения справедливого отношения к детям - не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой. Это положение было выдвинуто К. Д. Ушинским. Он предлагал в оценке ребенка исходить из того, каким ребенок был «вчера» и каков он «сегодня». У ребенка понимание ситуации иное, чем у взрослого. Самому себе бывает трудно, иногда почти невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу.

Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познание о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этими знаниями, ребенок опирается на мнение и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках.

Это особое родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним - и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой : «Подумай, что было бы если бы…»- желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком.

Следующее правило - это единство требований отца и матери. Недопустимо, одному родителю запрещать делать что-то, а другому разрешать или снисходительно относится к запрету другого родителя. В семье требования должны быть едиными, это поможет воспитать у ребенка определенные качества личности, моральные устои и принципы.

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или угрожающим.

Так давайте подарим детям такие ощущения, чтобы остаться с ними на всю жизнь.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные аспекты успешного духовно-нравственного воспитания детей в семье
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 15:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные аспекты успешного духовно-нравственного воспитания детей в семье» (включая файлы) размещена пользователем Ненашева Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД