Светлана Фролова
Оснащение центра сенсорного развития для детей раннего возраста до трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Запоминание, мышление, воображение – все другие формы познания – развиваются на базе образов восприятия, являясь, таким образом, результатом их переработки. Поэтому возможность полноценного умственного развития человека определяется уровнем развития восприятия, т. е. его сенсорным развитием. Успешность нравственного, эстетического воспитания также в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств – это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств, начиная с самого рождения, развитие способности тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Публикация «Оснащение центра сенсорного развития для детей раннего возраста до трех лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Основные задачи сенсорного воспитания детей третьего года жизни :
1. Развивать способность выделять цвет форму и величину как особые признаки предметов;
2. Накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Важно чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребёнка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т. д. Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства во время действий с предметами.
Центр сенсорного развития детей в нашей группе представлен дидактическим столом с необходимым оснащением для развития восприятия детьми цвета, формы и величины предметов:
Кубики разной величины и цвета
Пирамидки (6-10 колец традиционные и сюжетные)
Вкладыши (3 вида)
Сортеры (3 вида)
Матрёшки плоскостные и объёмные
Цветное лото
Карточки-паззлы «Учим цвета»
Подборки стихов про цвета на картинках
Пособия, изготовленные руками воспитателей и родителей :
- волшебные макароны, чудесные пуговицы, разноцветные жуки, разноцветные коврики, корзиночка с цветами, божья коровка, гусеничка, цветные коробки, разноцветные деревья и др;
- дидактические игры «Найди свой домик», «Украсим ёлочку», «Ловкие ручки», «Волшебные кубики», Солнышко лучистое», «Бабочки и цветы» и др.
Игрушки и пособия сенсорной направленности находятся в свободном доступе для детей и систематически обновляются. Значимое место занимают игрушки и пособия на развитие слухового восприятия – это различные шумовые игрушки (погремушки, колокольчики, трещалки, бубны, музыкальные книги, свистульки, шумелки и др.)
В уголке нашим деткам предложены такие дидактические игры:
«Собери целый овощ и фрукт», «Бусы для мамы», «Найди большой и маленький мяч». Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях.
Зона сенсорного развития наполнена мебелью, играми и игрушками которые способствуют развитию орудийных и соотносящих действий
Для развитие общей моторики рук используются такие игры как "Шнуровка", "Мозаика" (различной величины и формы, игры с "прищепками", различные виды театра (Би-ба-бо, театр-панно, настольный театр, пальчиковый, театр на кружках и др.).
Также у нас в группе есть игрушки-стучалки, где дети молоточком забивают элементы в специальное отверстие. Игрушки-стучалки развивают у детей крупную и мелкую моторику рук, координацию, точность движений, а также понимание причинно-следственных связей. Во время игры в стучалку у ребенка также тренируется логика и пространственное мышление. Также стучалки помогают детям справиться с гиперактивностью и эмоциями, даря динамичную но «сидячую» игру.
Также у нас в группе есть лабиринты, где дети во время игры знакомятся с пространственными понятиями: вверх и низ. Игрушка привлекает внимание ребенка своей необычной формой и ярками цветами. По проволочному лабиринту передвигаются фигурки разной формы, размера и цвета.
Большой интерес у детей вызывает уголок ряжения, деятельность в котором не только стимулирует развитие сюжетно-ролевой игры, но и способствует развитию ручных умений, обогащению сенсорного опыта детей.
Подводя итог, можно сказать, что соответствующее возрастным и индивидуальным особенностям развития детей содержание и организация сенсорного центра деятельности будет способствовать своевременному и полноценному психофизическому развитию каждого ребёнка.