елена титова
Осенняя экологическая неделя в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осенняя экологическая неделя в старшей группе.
1 неделя Осень Цели : Расширять знания детей об осени. Формировать обобщенные представления об осени как времени года. Формировать эмоционально-положительное, ответственное отношение к окружающему миру. Воспитывать любовь к природе родного края.
Публикация «Осенняя экологическая неделя в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Беседы «Как хлеб на стол пришел»; «Лес, точно терем расписной…»; «Осень урожайная»; «Перелетные птицы»; «Как животные готовятся к зиме».
Рассматривание картин из серии «Дикие животные»; «Красная книга Мордовии»
Д/И «Варим борщ»; «Варим компот»; «Отгадай. Что за птица?»
П/И «Перелетные птицы», «Волк во рву»
Чтение худ. литературы: Таджикская песенка «Журавли»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»; Н. Сладков «Непослушные малыши»; Э. Шим «Как воробей теплый угол искал» Оформление выставки работ из природного материала «Осенняя фантазия»
Беседа. «Как хлеб на стол пришел».
Цель: познакомить детей с тем, как на нашем столе оказывается хлеб;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход беседы.
Воспитатель. "Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место"
(хлеб)
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Дети: (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?
Дети: (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.
Дети подходят к столу, на котором, под салфеткой находятся хлебобулочные изделия. Дети поднимают салфетку.
Теперь я приглашаю вас посетить отдел продуктового магазина, где продают хлеб. Ребята давайте назовём то, что мы видим. (дети называют).
Воспитатель: А как всё это можно назвать, одним словом?
Правильно хлебобулочные изделия.
Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?
Дети: (Мама купила в магазине) Дети садятся за столы
Воспитатель: А вы хотите узнать, откуда берётся хлеб? Познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают и пекут. А самое главное – попробуете и вы себя в некоторых профессиях. А почему, говорят «хлеб - всему голова», «без хлеба – нет обеда»?
Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба.
Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?
Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы, пекари.
Воспитатель: Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Тракторист боронит, пашет землю, потом сеет зерно. А выращивают хлеб, ухаживают за ним хлеборобы. Убирают с полей зерно комбайнёры, а шофёры на больших машинах везут зерно на элеватор.
(Показать детям колоски пшеницы и зерно)
Там его чистят, сушат и закладывают на хранение. Затем зерно отправляю на мельницу мукомольный комбинат, где из него делают муку.
В нашей стране хлеб выпекают на хлебозаводах. Тесто вымешивают с помощью специальных машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки.
Кто выпекает хлеб? Как называется это профессия? (пекарь)
Затем отправляют хлеб на специальных хлебных машинах в магазины.
Беседа. «Лес, точно терем расписной»
Цель. Поддерживать интерес к окружающему миру;
Развивать эстетическое восприятие;
Воспитывать любовь к красотам родной природы.
Ход беседы.
Воспитатель. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Воспитатель выйдя на прогулку читает стихотворение И. Бунина. затем обращает внимание детей на красоту окружающей природы, просит ребят составить описательный рассказ об увиденном. Вместе с детьми посчитать количество увиденных тонов и полутонов.
Беседа «Осень урожайная».
Цель: поддерживать интерес к окружающему миру;
Расширять кругозор детей;
Воспитывать трудолюбие.
Ход беседы.
Воспитатель. Летом в огороде –
Свежие, зеленые,
А зимой в бочке –
Крепкие, соленые. (огурцы)
Он никого и никогда
Не обижал на свете.
Так что же плачут от него
И взрослые и дети? (лук)
Воспитатель. Осенью на огородах поспевает урожай. Поэтому ее зовут – урожайной. Но чтобы собрать богатый и хороший урожай нужно немало потрудиться.
Воспитатель.
• Какие овощи растут на огороде?
• Какую работу вы выполняли вместе с воспитателем и родителями на огороде?
• Что делают взрослые на огороде осенью?
Беседа «Перелетные птицы».
Цель: закреплять знания о перелетных птицах;
воспитывать интерес и любовь к пернатым.
Ход беседы. Воспитатель. Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.
Воспитатель.
• Каких птиц называют перелетными?
• Почему птицы выводят птенцов летом?
• Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края?
• Каких перелетных птиц вы знаете?
Беседа «Как животные готовятся к зиме»
Цель. Формировать представления детей о подготовке животного мира к зиме, осенних хлопотах диких животных в лесу. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход беседы.
Воспитатель.
Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон
Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.
Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.
Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.
Д/и «Варим борщ» и «Варим компот»
Цель. Обобщить представления детей об овощах и фруктах.
Ход игры.
В корзине набор овощей и фруктов. Игрокам необходимо отобрать овощи, необходимые для борща, щей или супа.
В другую корзину раскладываются фрукты, необходимые для варки компота.
Д/и «Отгадай, что за птица»
Цель. Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
Ход игры. Воспитатель раздает картинки с изображением птиц и предлагает описать их не называя по следующему алгоритму:
• Величина;
• Внешний вид;
• Тип питания;
• Перелетные или зимующие.
П/и «Перелетные птицы»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
П/и «Волк во рву»
Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк – старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.